Рассказ о поездке двух белорусов в Сибирь. Часть 4. Сибирская археологическая полевая школа

ЭД9М-0132На этом наши сибирские планы далеко не заканчивались - 06.08 мы выезжали на Сибирскую полевую археологическую школу, на базу Куртак, что также на Красноярском водохранилище. А предварительно мы купили билеты домой на 19 августа ЭП1-156 и 5 августа опять пошли с Денисом и очень веселым парнем Сергеем (также прошлогодний "дербинец", автостопщик) на столбы, на этот раз с погодой крайне не повезло. Было около +13-15, прошел дождь, что вымочил нас, ветер. А одеты мы были по летнему. В итоге руки замерзли до локтей, не слушались, такого со мной еще не было! На скалы лазить было опасно, да мы и не лазили, только поднялись на крыло величественной "Манской стенки". Хотя в какую бы ни были погоду столбы - они всегда хороши и привлекают. Зимой, осенью, весной думаю тоже всегда хороши. Замечательное место на Земле.

Паровоз СО-1700-02А 6-ого у нас опять сборы, выезд был от главного корпуса КГПУ, причем мы ездили на вокзал встречать делегацию из Бурятии. Я воспользовался моментом, дабы отснять местный ПС - ЭД9М, ВЛ60, ЭП1,ЭР9П. Вот только чего я не снял РА1-0028за поездку - так это местных ВЛ80. Причиной - расположение сортировочной и грузовой станции на краю города, куда я не попал по причине отсутствия времени. К обеду на том же автобусе ПАЗ выехали на Куртак, по той же дороге М54 Красноярск-Кызыл. Проезжали опять Дивногорск, ГЭС (сбрасывали лишнюю воду и брызги стояли почти со всю 100 метровую плотину!). Вот только теперь мы не сворачивали на Шумиху а поехали дальше. Кругом тайга, серпантины. Постепенно однако выбрались из гор и переехали ЭР9П-132 на крутовсхолмленные предгорные равнины, тайга очень быстро сменилась смешанными лесами, а затем и лесостепью. Тут у нашего ПАЗа отказало сцепление, мы долго простояли, а затем очень медленно потянулись оставшиеся ЭР9П-87 до Куртака 20 км. Куртак - это небольшая деревня, что была перенесена с постройкой ГЭС (и образованием водохранилища) гипсометрически выше. Ныне интереса не представляет, зато в местных обнажениях (тут они повеличественнее дербинских- до 30 м!) достаточно много археологических находок! И рядом с этой деревенькой расположена археологическая база КГПУ, где мы и расположились в палатках на 20 метровом уступе водохранилища.

Манская стенкаСАПШ собрала на две недели очень интересный коллектив - профессора из Новосибирска, Красноярска, Абакана и даже из США должны были в течении шести дней читать лекции На манской стенке студентам и аспирантам историкам-археологам из практически всей Сибири: Владивосток, Хабаровск, Чита, Улан-Удэ, Красноярск, Новосибирск, Барнаул. Геологами и из Беларуси понятно были только мы с Юрой. Лекции были направлены естественно на археологов и мы просто "просвещались" на них, но были и интересные и для геолога моменты. Понравилась экскурсия на катере "Глубокий" (интересное название для катера:)) по водохранилищу - правда в первый наш выезд поднялся шторм и ГЭСмы вернулись обратно. Ширина водохранилища в тех местах - до 7,5 км, красота поражает. По вечерам играли в футбол, парились в бане и понятно ночь у костра - без нее никуда. Самым интересным было то, что собрались люди из разных экспедиций и каждый привез оттуда свои песни. Я не фанат авторской песни, но послушать такой концерт все равно было очень интересно! Вообще Куртак - это не Дербина, условия проживания куда комфортнее, питались в столовой а не на полевой "костровой" кухне, в палаточном лагере был свет, была и баня. Да и люди тут рядом. Хотя что лучше - вопрос, ибо на Дербине своя непередаваемая атмосфера, там ты как дома в конце концов…

Красноярское водохранилище

Самое интересное началось после того, как нам вычитали лекции - началась экскурсионная часть САПШ. Группой из двух автобусов (мы как обычно на ПАЗе) грузовика и микроавтобуса мы двинули все по той же М54 на юг - в Хакассию! В свою очередь Хакассия расположена своей центральной частью в Минусинской котловине, заложенной еще в девонском периоде На лекции примерно 400-380 млн.лет назад. В основном это выположенная равнина изредка прерываемая горами - останцами. Очень интересная природная зона здесь - степи! То есть на небольшом расстоянии от Красноярска до Абакана природные зоны сменяются от тайги до степей! Только в Сибири такое возможно. На самом въезде в Хакассию была наша Катер "Глубокий" первая остановка - у залива Черная Речка, у группы гор - останцев расположены были древние захоронения тагарской культуры (примерно 5 т.л. назад) в виде округой огороженной камнями формы. Виды тут были очень необычные, степь дает хорошую возможность полюбоваться горами!Из Куртака

Следующей нашей целью был Абакан - столица Хакассии. По пути проезжали через сельские населенные пункты, что ничем приметным не запомнились, зато запомнился крайне депрессивный поселок Пригорск - среди холмов в степи стоит микрорайончик с пятиэтажками, крайне неухоженными и долгостроями рядом. За поселком - обогатительный комбинат. Самая В Хакасиипрелесть поселка - 4 зоны совсем рядом с ним, заключенные работают на комбинате, а жители Пригорска работают охраной на зоне. Вот так. Сразу за Пригорском дорога ползет в гору на перевал, а с его вершины открывается впечатляющий вид на самое сердце Хакассии - города Черногорск и Абакан вдали. В Черногорск мы не заезжаем, минуя его по кольцевой. Со стороны город не очень - сразу видно, шахтерский город. Кругом города гаражи и мелкие промзоны. Главное предприятие - шахты Абаканского угольного разреза, уголь кстати там очень хороший. Сразу за Черногорском мы въезжаем в столицу автономии - Абакан. Не впечатляет сам город как ни сразу, так и ни после его посещения. Он довольно молодой и застроен довольно однотипно. Зато в 180 тысячном городе есть троллейбус, судя по карте и наличию маршрутов с довольно развитой сетью линий. А так по городу великое множество маршруток в виде все тех же ПАЗиков и Газелей. Посещаем тут краеведческий музей. Правда он находится на реконструкции и его экспозиция достаточно скудная. Самое обидное - мы находились в 5 минутах ходьбы от жд вокзала, но я об этом понятно не знал. Мог бы чуть что сгонять, а так из Хакассии жд фотографий у меня нет. Ну ничего.

Георгиевская гора

Теперь мы направлялись на Шалаболинскую писаницу, местоположение у реки Туба (приток Енисея) где скалы расписаны разнообразными рисунками древних художников. По пути в первый раз посетили самый древний город в этих краях - Минусинск, знаменитый ссылками сюда революционеров и помидорами. Туба Посетили его рынок - как нам говорили, посетите настоящий сибирский рынок! Если честно, то ничего особенного, скорее на украинский похож, если бы не кедровые шишки:). Ну а сам рынок расположен в новой 9-этажной части города, историческая часть Вид на Тесь и Тубу находится на другом берегу протоки Енисея, ее мы посетим позже. Едем теперь по дороге на Курагино, сворачиваем на село Тесь, село довольно большое. Пытаемся проехать на Георгиевскую гору мимо заброшенного колхоза со стаями ворон над заросшими бурьяном коровниками… Не удается, наш ПАЗ то пройдет, а вот другой мини автобус китайского производства нет. Останавливаемся и идем с километр пешком. Гора красиво поднимается над степью, гора - типичный останец, сложенная девонским красноцветным песчаником поднимается над окружающими равнинами метров на 120-150. На скалах выходящих по Река Туба склону древними художниками начертаны фигуры зверей и сцены охоты, с ними мы знакомимся. Рядом с ними есть и более молодые начертания типа "Здесь был Вася, 1989 год…." Поднимаемся на самую вершину и открывается просто замечательный вид на далекие окрестности! Все село Тесь, река Туба и скалы на противоположном берегу Комбайн-ретранслятор - просто красота, лучший кадр поездки! Ну, один из лучших так точно. Кстати, скалы на противоположном берегу это и есть Шалаболинская писаница, куда мы направляемся. В лагере что еле-еле рассматривается под горой нас уже ждут работающие там археологи из того же КГПУ. Но хотя напрямую до нее всего 2 км мы проедем все 120 км, так как моста через Петроглифы Шалаболино Тубу тут нет. Наш ПАЗ все же пришел следом за нами и с горы назад мы едем. По пути на Шалаболино проезжаем мимо железнодорожной линии Абакан - Тайшет, электрифицирована. Правда сколько рядом мы не ехали, никакого ПСа не прошло. В большом селе Курагино (тут расположено известное общество Виссариона) мы наконец пересекаем Тубу и едем в обратную сторону. В самом селе Шалаболино На Шалаболино поражает по разнообразию ассортимента местный сельский магазин (наши сельмаги отдыхают!) и заброшенный православный храм, в который нам удалось проникнуть. Запустение поражает в который раз. К лагерю археологов у села Ильинка пробираемся по узкой грунтовой дороге, что иногда проходит по крутым склонам и изобилует затяжными спусками - подъемами. Над самим селом Ильинка на горе стоит заброшенный комбайн "Енисей", очень сиротливо так стоит. Мы с Юрой тут же окрестили его памятником российскому сельскому хозяйству. Как мы были наивны! Оказывается, комбайн используется в роли отражателя телевизионных волн (село то в котловине расположено, и антенны тянут у них только с комбайном!) Как нам рассказали, это очень популярное применение отработавшей свое технике:). Ну Россия!

И вот мы в лагере. Нужно сказать, расположен он на песках речной долины и уютным сам лагерь не назовешь. Но места все равно очень живописные! Тут мы готовим себе ужин уже в полевых условиях. Быстро темнеет и день заканчивается.

Следующим днем мы дежурили по кухне с парнем из Владивостока и девушкой из-под Хабаровска. Приготовление завтрака началось со страшного казуса - готовили кашу на сгущенном молоке, и надо же, все 9 банок вылитых в огромный котел (мы готовили на 50 человек!) свернулись! Все сбежались на невиданное зрелище и кляли кемеровскую сгущенку:). Ну а мы делали все заново - кипятили воду и варили на этот раз макароны. Потеряли таким образом час времени. А вообще день проходил на этом интереснейшем объекте археологии, а в общем и геологии - Шалаболинской писанице. Скалы из девонского песчаника обрываются к Тубе от 10 до 150 м, представляя собой величественную стену, а уровень 1-5 м. над водой реки весь на протяжении 2 км исписан петроглифами древних. Тут есть все - и все виды животных, и всевозможные бытовые сцены (в основном рыбалка и охота), и фигуры вовсе непонятного происхождения. Жаль, Петя и Вася тут тоже побывали. Все же таким то местам статус памятника придавать то нужно! Хотя сдается, это мало что изменило бы. Археологи знакомили нас с методикой перенесения изображений петроглифов на пергамент, методику раскопок такого рода памятника. Нас все же больше интересовали скалы - жаль по ним особенно не полазишь, песчаник это не гранит, крохкий, он очень коварен. Поэтому я лишь немного поднялся вверх, продираясь сквозь заросли дикого крыжовника. После, в районе обеда я сходил на самую вершину этих скал по их бровке - виды просто замечательные, особенно на р. Туба. Кстати о Тубе - река спускается с гор и тоже очень непредсказуема - за сутки при нашем пребывании вода поднялась в ней на 1 м! А вообще по мощи она очень напоминает Неман ниже Гродно, только в полноводье. В обед и ужин мы отдежурили без приключений и день прошел в общем хорошо. Новые впечатления продолжали сыпаться на нас как из рога изобилия:)

Туманным утром следующего дня мы попрощались с Шалаболинской писаницей и все тем же маршрутом направились в Курагино, а оттуда опять на Минусинск. На этот раз мы посетили старую часть города (что очень понравилась своей малоэтажной застройкой) и очень сильную достопримечательность города - Минусинский краеведческий музей имени Мартьянова (кстати сам Мартьянов белорус по происхождению). Музей Мартьянова Этот музей был создан в конце позапрошлого века и действительно поражает своей экспозицией, ведь он сохранил практически все свои фонды! В двух невзрачных с виду корпусах было упрятано столько информации! Геология, природоведение, краеведение а особенно археология были представлены так, как я еще не видел! Много было отделов и о современности Минусинска. Что поражает в Сибирских музеях в отличие от наших - минимум отделов посвященных Великой отечественной войне - тут это 1-2 стенда. Осмотр длился довольно долго и мы неплохо устали, ведь музеи какими они не были бы интересными - утомляют. Как вышли из музея удалось устроить себе небольшую экскурсию по старому центру города, убедился, что Минусинск старый и новый - это как два разных города!

Шушенское

Покидаем Минусинск и движемся дальше на юг - в знаменитое Шушенское, где 3 года отбывал ссылку революционер В.И.Ленин. Уже при Шушенское, дом Ленина въезде в Шушенское заметна его былая роль в туристско-идеологической сети СССР, все со следами былой обустроенности и процветания поселка с населением в 19 тыс. жителей. В принципе не все там так запущено, экскурсии в Шушенское приходят не так часто как при СССР, но регулярно, ну а сам поселок имеет несколько микрорайонов, городской автобус и вполне ухоженную площадь. На ней и расположен вход в "Музей-заповедник Сибирская деревня", так теперь он называется, раньше вместо "Сибирская деревня" были слова "Сибирская ссылка Ленина".

Заповедник представляет собой 7 га сохраненной во времени 1898-1900 гг центральной части уездного села Шушенское, все расположено так, как и было в то время, все дома деревянные, сохранены подворья и огороды работниками музея также ухаживаются. Молодая девушка-экскурсовод работает довольно профессионально. Основой ее рассказа был сам быт деревни, что где и как происходило. Во временя СССР только о Ленине и говорили бы. А теперь все ограничивается фразами "Тут в 1898-1899 годах жил Ленин, жил он в этой комнате". В общем подход мне понравился. Как и сам заповедник, место на карте примечательное. Кстати о Ленине, он прожил тут в ссылке с 1898 по 1900 год, сначала снимал комнату в небольшом доме, а после того как к нему приехала Крупская в 1899 году они переместились в другой дом и занимали его половину. А вообще Шушенском в ссылке был далеко не только Ленин.

Продолжаем свой путь на берег Енисея к селу Николаевка, где в 17-18 веке при колонизации русскими местных земель был построен Саянский острог, грубо говоря, небольшая деревянная крепость. От нее ничего не осталось, только небольшие участки рва. Но с нами был научный сотрудник, что раскапывал его пару лет назад, он и поведал нам о особенностях этого сооружения и его истории.

На Саянском остроге

Тут, на берегу Енисея (уже тут он превосходит намного любую белорусскую реку, как по ширине, так и по мощи потока) у нас была ночевка и очередной ужин у костра. Лагерь был разбит на пойме Енисея, а так как он только тут освободился от гор, вся пойма завалена валунами и не имеет растительности кроме трав и лишайников. Выбрать место для палатки тут было несколько проблематично. Еще момент, в 200 м от лагеря было кладбище, которое в 12 ночи было посещено некоторыми участниками САПШ.

Майнская ГЭС

Утром еще небольшая лекция у Саянского острога, лагерь сворачивается и мы отправляемся дальше, на юг, все ближе к Западным Саянам. Жаль, далеко не забрались, добрались до Майнской ГЭС, что создана для подпора воды для куда более мощной (самой мощной в России!) Саяно-Шушенской ГЭС. Последняя в наши планы, увы, не входила, хотя посмотреть было на что. А так мы ограничились тем, что осмотрели Майнскую ГЭС с рыбохозяйством по выращиванию форели на Майнском водохранилище (жаль, мы попали на мор всей форели в этих местах, а так бы посмотрели бы процесс ее вылавливания). Еще нам рассказали, что недалеко от этих мест расположены палеолитические стоянки Сизая и Уй, но их мы не посетили. И нужно отметить, что тут мы с Юрой были на максимальном удалении от дома, если судить о близости магистралей и прочего. Только там показалось, да, далековато забрались от дома. Но вот мы едем на север. Вообще этот день станет рекордным по пройденному километражу - около 450 км накрутили. (а всего за эти дни получилось под 1200!).

Скоро мы въехали в очень приветливый город Саяногорск, город-микрорайон он был ухоженным и оставил светлое впечатление. Причиной тому богатое городообразующее предприятие - Саянский алюминиевый комбинат (САЗ), что мы проехали позже в степи (огромный!). Все та же степь сопровождала нас до самого Абакана, который мы проехали по объездной дороге. На севере города мы остановились на заправке удалось хорошо рассмотреть самое начало Красноярского водохранилища, в этом самом месте Енисей начинает разливаться. Так что можно сказать, Красноярское водохранилище мы видели всё.

Курган Барсучий Лог

Следующие наши цели - самые большие в Хакасии курганы: Салбыкский и Барсучий лог. За поселком Пригорск сворачиваем налево и едем просто по полевой дороге через степь. Дорога петляет по холмам, и неожиданно в котловине нам предстает интересная картина - периметр в 60 на 60 метров обнесен небольшой каменной оградой, в центре из тех же красноцветных песчаников выложен постамент. Это и был раскопанный в 2004-2005 годах курган Барсучий лог. С нами был как раз научный руководитель этих раскопок, который и объяснил нам что здесь к чему. Так хоронили царей при тагарской культуре, примерно 5 000 лет назад. Вообще эти места заселены были издавна. Руководитель жаловался, что несмотря на все надежды при раскопках не удалось найти никаких ценных предметов. А ведь чем больше курган, тем величественнее был его "владелец", тем богаче были в нем сокровища. Тагарских царей хоронили со всем их богатством и даже живой прислугой! На каменном постаменте в центре ограды ставили как бы дом, а затем сверху его закладывали блоками из земли. Высота кургана Барсучий лог при начале раскопок была 12 м. Увы, то, что в курганах много сокровищ знали издавна, поэтому практически все курганы Хакасии разграблены, многие причем грабились по несколько раз.

Салбыкский курган

Отобедав в поле, мы поехали по таким же степным дорожкам опять на юг, к самому крупному кургану Хакасии, а вроде бы и России вообще - Салбыкскому. Долина царских кургановАрхеологами раскопан этот курган был еще в 1954-56 годах. В отличие от Барсучьего лога, данный курган расположен на полностью равнинной части степи, названной Долина царских курганов. Ведь кроме Салбыкского тут расположены еще десятки курганов, которые просматриваются с повышенных мест в степи. Салбыкский курган даже в раскопанном виде впечатляет - окружен он плитами из песчаника весом до 20 тонн, их тянули с 15-километрового расстояния! Высота до раскопок составляла почти 20 м! (это при том, что ныне не раскопанные курганы имеют в высоте не более 10 м.) Периметр каменной ограды - примерно 65-70 м. Курган, в отличие На курганеот Барсучьего лога объявлен памятником истории и охраняется государством. Тут же была прочитана лекция о охране памятников археологии и их содержании, благоустройстве. С этим, нужно сказать, проблемы.

Насладившись напоследок видом долины царских курганов с нераскопанного соседа Салбыка мы направились к автобусам дабы вернуться на нашу базу Куртак. Ехали повечеру, похолодало, были несколько уставшими после такого рейда и все 240 км смаковали местное пиво Аян, дешевое, но довольно приличного качества:). Дорога прошла веселей. Уже в темноте мы ставили палатки на высоком берегу Красноярского водохранилища….

САПШ

Следующий день был днем закрытия САПШ и одновременно днем археолога. Провели мини-конференцию, где все делегации выступили со своими впечатлениями и пожеланиями. Объявили, что в следующем году САПШ пройдет на Байкале, всех туда пригласили (эх, если бы не производственная практика, можно было бы и рвануть!). Затем был праздничный ужин с тостами от каждой делегации. Наше пожелание-тост на беларускай мове всех очень развеселило. В 12 ночи мы проводили большую Новосибирскую команду с руководителем школы Лбовой Л.В., а сами провели последний вечер у костра. Было очень даже грустно.

Текст: Вашков Андрей

Фото: по преобладанию А. Вашков,
а также Ю. Еленский, И.В.Стасюк, С. Макаров, Д. Хоменко, А. Пронин, Д.А. Ивченко