Рассказ о поездке двух белорусов в Сибирь. Часть 1. Дорога туда

Минск-Москва

Туда мы должны были ехать следующим маршрутом - Минск-Москва (поезд N 26) Москва-Красноярск (поезд N 76 Москва-Тында) Билеты конечно покупали заранее - еще в мае. На Москву места были 29,30, из Москвы до Красноярска 29,31, т.е. два нижних. За билеты мы отдали 210 000 бел. рублей. Поезда эти - самые дешевые. Плацкарт само собой. И вот 26.06.2006, рюкзаки забиты под завязку, у Юры еще палатка подцеплена сверху. День, помнится, был солнечным, мы примерно в 17,10 вышли из общежития и в сопровождении одногрупника пошли на вокзал. Там к 17.30 подошел Александр Николаевич Мотузко, а мы в то время уже загрузились в наш 1-ый вагон на свои места, вагон кстати приятный и с хорошими форточками, что открывались как надо. Александр Николаевич передал нам подарки красноярцам, геологический компас и нескончаемое количество пожеланий удачи и всего хорошего в предстоящей поездке. Почти год назад мы отправлялись в путь вместе, а теперь вот сами… никакой неуверенности! Все будет отлично - одна мысль! И все же, еще так казалось бы недавно родители с некоторой опаской отправляли на Гомель, затем на Минск, а теперь вот - сами черт знает куда! Наверное выросли в определенном смысле…

Форточка открыта во всю, наши головы просунуты в нее - поезд под ЧС4Т плавно трогается с 7-ого пути и вот в толпе провожающих скрылся Александр Николаевич, и Минск-Пассажирский за поворотом. Вот видно наше общежитие, Минск-Восточный, Степянка (где мы с Юрой еще недавно проходили производственную практику), Озерище… набираем ход. Чувства смешанные - кажется просто едем, скажем просто в Витебск какой-нибудь, или Оршу… Весело нам, и грустно как-то… а, короче пошла дорога! Интереснейшее времяпровождение, стоит отметить!

До Орши доехали вообще незаметно, за разговорами, ужином, расстиланием постели - укладкой-перекладкой многочисленных вещей. Ха, видел в Смолевичах М62, скорее всего 1751, знаменитый… Ну а скорость радовала.

В Орше стоим 15 минут, нужно купить хлеба, да и неплохо домой позвонить, "напоследок". Что я в шлепанцах по быстрому и делаю, таким образом, как никак, впервые побывав на оршанском вокзале. К нам подсаживается девушка и парень до Москвы, мы передислоцировались на свою нижнюю, а скоро, примерно на границе РФ легли спать. Хотя ночной Смоленск я опять не проспал…

Утро было примерно под Можайском, утро было туманным. Вяло, отстояли очередь в туалет (это, наверное, главная проблема в плацкартах), более бодро собрались, по пути проскочив Кубинку с ее жд развязками, а после и Одинцово, довольно большой город-спутник Москвы. Что отмечу про Подмосковье - оно очень хорошо озеленено, хотя еще более утопает в дачных поселках. Саму Москву поначалу трудно разглядеть - озеленения вдоль жд капитальны. Мы собираемся, приготовив сухой завтрак и паек на день. Москва река с портом, вот "небоскребы" Москвы-Сити, транспортные развязки над путями… Машин мало, а асфальт поблескивает утренней свежестью. Вдоль вагона пошел перрон, и вот мы на Белорусской. Здесь у нас было две цели: 1) Не попасться с такими рюкзаками местным бдительным стражам правопорядка, что любят таких вот "застопить" (в прошлом году у нас были некоторые проблемы). 2) Найти Дмитрия Фокина, что должен был предварительно нас встречать. Хорошо, что я знал планировку Белорусской, и знал, где находится искомая автостоянка. Милиция нас не остановила, хотя и косилась. На соседнем перроне я впервые увидел ЭП10 под составом "Двины". Вот стоянка, а вот мужчина у машины машет нам рукой, узнав очевидно по предметам "обмундирования".

Москва

Дмитрий оказался на редкость гостеприимным и дружелюбным человеком! Первоначально мы просто планировали познакомиться а также он обещал перевезти нас на Казанский вокзал, но нет! Дмитрий очень любезно устроил нам экскурсию на своем авто по утренней Москве, отмечая достопримечательности как архитектуры, так и транспорта мегаполиса. Конечно, многое поведал он и о железных дорогах столицы РФ, что-то, например московскую кольцевую дорогу мы даже увидели из окна (с 2М62 на путях). Такой момент, по ширине дорог и количеству автомобилей Минск не идет даже в приближенное значение, машины в Москве идут нескончаемой рекой во все 6 полос, скажем на Садовом кольце. И встречая на пути препятствие, река замирает… пробка. Мы ехали еще до час пика, как Дмитрий говорил, поэтому еще было терпимо. Сначала съездили на Воробьевы горы, где расположен знаменитый корпус МГУ (кстати, Дмитрий также обучался на геофаке, только вот здесь.). Там есть также смотровая площадка с замечательным видом на город, жаль, только утреннее солнце было донельзя встречным. Далее мы продолжили путь по третьему транспортному кольцу, частенько наблюдая московскую кольцевую жд и постоянно различные виды гигантского города. Дмитрий показал нам участок открытого метро, а затем проехав по длиннющему Лефортовскому тоннелю подъехали к району ВДНХ, где проходит линия монорельса. Сам проезд в маленьком поезде дорог (50 руб), мы просто посмотрели за ним в деле со стороны. Польза нужно сказать от него только туристическая, как транспорт горожане кажется, его мало используют. Да, проехали мимо Останкинской башни, монументально! Вот где голову действительно нужно задирать! В районе Казанского вокзала мы перекусили, Дмитрий поехал на работу (работает он недалеко от того же Казанского), а мы отправились в свободный полет по городу, точнее по его самому центру, весь город за день посмотреть было бы проблематично! Посетили, понятно, Красную площадь, кругом обошли Кремль, затем пошли на улицу Малая Полянка, где расположен отличный в смысле карт масштаба 1/200 000 для европейской части России (там дешево и выбор неплох) магазин.

Я пополнил свою коллекцию. Затем через храм Христа Спасителя вышли к Старому Арбату, знаменитая улица! Прогулявшись по ней и посмотрев на еще одну сталинскую высотку (здание МИДа) поехали на метро к Казанскому. Встретились с Дмитрием у метро Красные Ворота, у магазина Транспортная книга (занимательный магазин, много книг о жд, даже фото локомотивов продавались за 10 руб (кстати было фото минской ЭР9Т), фотки к тому же качеством не блеск. Денег было немного и я купил книгу Вольная Энциклопедия Антона Кротова, часть 1, 2006. Дмитрий подвез нас к Казанскому, мы договорились, что отпишем ему по приезду на место и расстались.

Совет: не задерживайтесь на московских вокзалах, лучше по городу погуляйте - особенно насчет Казанского. Это просто… балаган, наверное, все народности России в одном огромном зале с большим количеством внимательной милиции… Мы скорее вышли на нужный перрон, где уже стоял наш 76-ой Москва-Тында, посадка началась за полчаса до отправления. Наш 14-ый вагон в хвосте состава, проводники рассматривают наши БЧшные билеты, несколько удивленно… Заняли свои места, расположили вещи. С нами ехало еще две девушки, одна "недалеко", до города Канаш, другая до Братска. Еще немного о Казанском вокзале - понравились его крытые перроны, да и вообще он по архитектуре неплох… но не нужно там задерживаться. В 13.11 по московскому, точно, отправляемся.

Москва-Красноярск

Долго едем по Москве с ее 2-ух часовой санитарной зоной и нескончаемым "перетеканием" в пригород (хотя граница вообще заметна) и места становятся все глуше. Вот Гжель, знаменитый фаянсовый завод и стратотип одно из ярусов Карбона, вот Шатура с ее системой узкоколеек и большой ТЭС и… начинается настоящее Мещерье, глухое и лесистое. Потихоньку втягиваемся в длинную дорогу. Нужно отметить некоторую подмеченною мною специфику таких поездок - в поезде нужно делать все медленно, медленно есть, медленно передвигаться по нужным и ненужным делам (а это в основном бесконечные походы к бойлеру за кипятком и в туалет - мыть посуду (ну и не только конечно:)), даже медленно смотреть в окно! Все как-то растягивается в дороге, прерываясь на крупные станции-узлы с перецепкой, как правило, локомотивов и соответственно длинной стоянкой. И первой подобной для нас была Вековка, как оказалось огромная станция с большим депо пассажирских и товарных электровозов. Дело в том, что здесь граничат Московская жд (постоянка) и Горьковская (переменка). Ну а само здание станции была совсем небольшим в размерах и в меру добитым. Перед ним сидела на лавочке бригада путейцев. Рядом был магазин, где я купил хлеба и воды. Стояли мы тут 40 минут, поэтому я с большего облазил все прилегающие территории, запечатлил впервые в жизни ВЛ60. Кстати подобная модель (номер 416) подцепил наш состав, расстанемся с ним мы не скоро! А пока от нечего делать проходящие мимо 60-ки начал фотографировать и Юра. Отправляемся. Опять идут пейзажи Владимирской области и напоследок старинный город Муром. С железки правда он выглядел не очень, куда лучше с моста через Оку (большая она здесь, не меньше Припяти в Мозыре) - город на берегу с церквями над домами. Хотя еще отмечу - нет в России нашей белорусской ухоженности, пусть кое где и искусственной. Вообще традиция свалок у жд там не вывелась, хотя хуже Чернигова не было.

Далее в пути была станция Навашино, местный узел, ветки на Выксу и Кулебяки, центры металлолитья. И затем, примерно на перегоне Степурино - Теша, в глухих местах Нижегородской области мы стали… На минут 40. И через пару перегонов еще на столько же. Вот что тяжело в пути - стоять, причем на таком вот перегоне, просто ужас. Никому не желаю. Набрали в общем 2 часа отставания, прибыли в Арзамас, точнее на станцию на Арзамас-2. Через город толком не ехали, не рассмотрел его. Затем стало вечереть, а пейзажи стали просторнее, мы ехали по живописной долине речки с интересным названием Пьяна. В деревне Ревезень в лучах заката стояла заброшенная колокольня, выглядев очень грустно, но в тоже время очень колоритно и душевно. На станции Сергач было уже темно. Мы разговорились с девушкой, что ехала к родственникам до Канаша, она уже собралась выходить к 23,30, но мы ведь то опаздывали! В общем проводили ее, отметив сокращение отставания до 1,40. Казань была ночью, так что столицу Татарстана мы не видели, только помню сквозь сон как там стояли.

А проснулись уже в Агрызе, узловой, довольно крупной станции. На стоянку правда выйти не успели, только при отправлении проснулись. А выходить в таких дальних поездах обязательно везде, где только это возможно - это один способ как-то проветриться и подвигаться. Если Вы не закупались провиантом, все чуть что подается у путей, на станциях с большой стоянкой. Мы же купили все еще в Минске. Вообще у каждой станции своя специализация - на Вековке например продают довольно дешево хороший хрусталь, причем не спешите покупать - за 5 минут до отправления цена может упасть от первоначальной до… 50%!!! (недалеко город Гусь-Хрустальный), в Барабинске замечательную копченую рыбу, на Балезино - мягкие игрушки (как у нас в былые времена на Жлобине!!!) и так далее.

Едем по Удмуртии - холмистый рельеф, леса пошли более суровые, ближе к таежным. Вообще довольно красиво, особенно после того, как мы проехали город Сарапул - мы пересекали р. Кама… Вот так река! Да, пусть она почти всегда подпружена, но все же - метров под 800 шириной!

Далее поезд пошел по долине реки, а после начал втягиваться в Предуралье, забежав на несколько перегонов на территорию Башкирии. Ну а дальше самое интересное - Урал! Если едешь по главному ходу Транссиба (т.е. через Пермь), Урал заметен разве что у города Кунгур, где живописно прорезает известняки река Сылва. А дальше это что-то маловыразительное, с редкими, и то небольшими выемками. Другое дело, я предполагаю, ход через Южный Урал, т.е. через Уфу, Челябинск. Ну а мы ехали по так сказать усредненному варианту, высоты небольшие, но заметные хотя бы. И конечно же виадуки! Всего их слева по ходу движения было около 3-4, начиная от станции Щучье Озеро и до Черной Речки. Все постройки годов эдак 1900-1907, соответственно по состоянию своему заброшенные.

Как же красиво смотрятся! Вот бы отдельно там походить! А самое красивое место расположено, наверное, у самой станции Черная Речка, где мало того, что разбегаются ходы дорог, так и мы шли по наверное одному из самых крупных виадуков через долину этой самой речки- Сарана. После, до самого Красноуфимска по бокам дороги идут выемки с каменными стенками, а соседний ход ныряет порой в туннели. Ну вот и Красноуфимск- город на берегу живописной реки Уфа. Стоянка наконец большая, 20 минут. Меняют локомотив - ВЛ60-416, который протащил нас около 1200 км (!) сменил ЧС4Т, почти родной! Сама станция в общем не впечатлила, здание вокзала небольшое, но довольно приятной архитектуры. Сразу как отошли от станции въезжаем в тоннель, единственный на нашем пути. Ну и далее в общем дорога становится больше похожа на ход что севернее проходит, просто мы идем в долине реки Уфа, а невысокие здесь горы заросли лесом и имеют небольшие уклоны. К послеобеду добираемся до станции Дружинино. Погода тут уже была другая, только что прошел дождь. А перрон… из гравия черного цвета, причем очень уж неряшливо рассыпанным. Короче ноги в шлепанцах скоро стали черные. Зато я поднялся на пешеходный мост, осмотрел большую станцию и даже напоследок сфотографировал ВЛ80. Потому что с Дружинино надолго встречаемся с постоянным током. Вон они, красавцы ЧС2, один такой экземпляр нам зацепили. Кстати местные товарные электровозы - ВЛ10 и ВЛ11 представились мне скучнейшим зрелищем с полным отсутствием фотогеничности. Зато ходят там они по два или полутора секционника, подъемы видать хороши. Трогаемся. За Дружинино Средний Урал опять подкидывает интересности - дорога петляет по выемке с двумя отвесными каменными стенками - наверное отличная фото-точка там! А вот уже и Ревда, с ее огромным комбинатом, скорее всего металлургическим , ну или из области обработки сырья - может медный комбинат… Не уточнял, но он огромный и смотрится на фоне гор впечатляюще. Стоянка небольшая, 2 минуты. До Екатеринбурга уже рукой подать, все чаще встречаются электрички, причем все диковинные, например ЭТ2, ЭТ2М. Долго едем рядом с Волчихинским водохранилищем. Ну и еще, за станцией Решеты мы пересекли водораздел между реками Чусовая и Исеть, соответственно попав, наконец, в Азию. И тут же нас встречает Екатеринбург, проезжаем бесчисленное количество путей и стрелок Сортировочного и прибываем на станцию Свердловск-Пассажирский. Тут ЧС2 сменяют на ЧС2 и стоим мы около 25 минут. Вперед! Сначала я удачно заснял вокзал, что стоял в лесах ремонта, а дальше прошелся по перронам, где поймал ЭТ2К, а после прошел через пути в сторону, я так понимаю пассажирского депо - и увидел самое чудо - ЭР1-30!!! Аж старостью веяло от нее, такая вся заслуженная! Фотографировал с некоторым стремом - просто задержи меня здесь на несколько лишних минут - и все, отстал от поезда! Хуже варианта не придумать, чуть что… Но все конечно прошло хорошо и уже скоро мы были в вагоне и отправились. Дорога идет через город, который немного можно осмотреть, город выглядит вполне прилично, в центре видно даже несколько высоток, эдаких мининебоскребов. Ходят трамваи. За станцией Шарташ пути опять начинают активно сбегаться-разбегаться, здесь расходятся линии на Челябинск, Каменск-Уральский, Тюмень, Егоршино.

На Зауралье любовались мы недолго, так как скоро стемнело. Тут уже ощущается разница во времени с Москвой - на часах 20:00, а уже темно. За разговорами проскакиваем невидимую границу "санитарной зоны" перед Тюменью, она здесь большая- 2 часа! А в таких поездках крайне важно рассчитывать, когда туалет открыт, когда наоборот. Есть еще одна особенность - до населенного пункта санитарная зона почти всегда соблюдается точно, а за ним - нет, только отправились, и все "ореn". В итоге мы досидели до Тюмени, вышли на ее ночной перрон. Ночь была теплая…

В темное время суток проехали малоинтересную южную часть Западно-Сибирской низины со станциями Ялуторовск, Заводоуковская, Ишим а также станцию с интересным названием Называевская. И рано утром прибыли в Омск. Что там - ремонт вокзала в сравнение с прошлым годом продвинулся, но все еще идет, на путях стоит сплотка из ЧС2 под почтово-багажным поездом (нет в Беларуси такого явления, этих длинных, особенно не спешащих в путь (по графику товарных идут, как я понимаю), часто грязных - 900-ых поездов с особым колоритом…) Ну и как бы все, было только 6:00 по Москве и еще хотелось спать, так что на перроне я особенно не задержался. Как отошли проснулся еще на станцию Московка поглядеть - огромная станция с товарным депо, горкой - в общем главная товарная станция Омска. Да, забыл упомянуть про Иртыш - здесь река эта не так и велика в ширь, она берет своим километражем. Вода казалось мутная.

Проснулись под станцией Татарская, довольно большой, с ответвлением пути на Кулунду. И началась… Барабинская низменность. Не было места на нашем пути более однообразного - сплошняком березовые рощицы (по местному - "колки"), высокотравные луга, часто переходящие в солончаки или мелкие соленые озера, озерца. И полнейшая равнина… Там кстати расположено одно из самых больших озер России - Чаны, но с дороги его не видно. Только станцию одноименную проезжаешь. И так вот 600 км (вся Беларусь!). Изредка нарушали монотонный путь небольшие городки с частным сектором, несколькими кирпичными хрущевками и элеватором.

А ровно посередине такого монотонного пейзажа (примерно ровно между Омском и Новосибирском) расположена большая станция Барабинск, в одноименном городе. А рядом есть еще город покрупнее - Куйбышев, это города спутники. Станция огромная, здесь расположено еще в добавок крупное пассажирское депо, состоящее на 90% из ЧС2 (просто заповедник этого локомотива!) и на 10% из ЧС7. Соответственно станция перецепки, стоим 30 минут. Мы едем в хвосте и депо было рядом, отснял я его правда только издалека, решил не рисковать. Тем более пересекалось довольно большое количество поездов, ПС поснимать тоже удалось. На станции как обычно жарко, сколько там не был - всегда было жарко:). Продолжаем путь по тому же однообразию, изредка нарушаемым маленькими станциями. Кстати нужно отметить, что состояние например вокзалов да и вообще дел на западно-сибирской дороге очень даже ничего, многие вокзалы отремонтированы, все путевые сооружения окрашены - приятно. Чем ближе к Новосибирску, тем больше становится лесов, а дорога все более петляет. Еще момент- движение грузовых на участке Омск-Новосибирск просто поражает, поезда идут просто один за одним, насколько это возможно плотно!

Но вот появились первые признаки большого города - гаражи, промзоны и вдали микрорайон. Станции внутри города, большее число электричек. Левобережный Новосибирск не очень примечательный - это (по крайней мере у путей) различные заводы и более редкие микрорайоны, центр же города расположен на правом берегу, метро кстати тоже проходит преимущественно по правому, на левом лишь две станции. Мост через Обь виден издалека - под стать реке - может с километр длинной (а скорее больше). На реке рейд из барж, рядом порт (очень однотипно расположен, в Перми и Омске, например порт в этом же месте относительно жд-моста) От моста поворачиваем налево и скоро прибываем на большую станцию Новосибирск-Главный с вокзалом-дворцом. Выходим погулять на пешеходный мост - очень широкий и просторный, хоть машиной езди. Стоит огромное количество электричек, по преобладанию ЭР2К кругломордые, есть и ЭД4. А еще видели здесь местную достопримечательность - ЧС3, жаль сфотографировать никак не удалось. Возвращаемся в поезд, дабы выйти только на станции назначения. Едем по городу, пересекая по путепроводам городские улицы, замечаю наши МАЗы в роли городского транспорта - дальше я не видел таковых. Местность за Новосибирском более на таежную похожа - все больше лесов, причем преимущественно хвойных. На станции Тайга темнеет и мы ложимся спать.

Утро выдалось туманным, через слабый свет были различимы только близкие объекты, вершины гор же плотно прятались в тумане. Периодически из тумана выплывали ВЛ80 с товарными и ЭП1 с пассажирскими поездами (Красноярская железная дорога на "переменке"), у станции Кача шли мощные путевые работы, поражал размах, столько различного путевого оборудования с 2ТЭ10 и большим количеством работников-путейцев в одном месте я еще не видел. Шли мы (тоже в голове с ЭП1, это мы рассмотрели в кривых, где поезд на всю длину виден) по нечетному пути и набрали немного опоздания, в итоге пришли в Красноярск на 20 минут позже. (прибыли в 6.30 по Москве, т.е. в 10.30 по местному). Переводим часы.

Текст: Вашков Андрей

Фото: по преобладанию А. Вашков,
а также Ю. Еленский, И.В.Стасюк, С. Макаров, Д. Хоменко, А. Пронин, Д.А. Ивченко