Отчет о поездке на УЖД Антоновка-Заречное

Конец путешествия:
Участники путешествия: Андрей Семёнов

Вступление
Летний сезон 2009 года, уже сейчас можно констатировать, прошел успешно. Множество поездок, в том числе мега рейд по Западной Украине с Игорем Ершовым пополнили багаж впечатлений и запас прекрасного фотоматериала. Тем не менее, поездка 2 – 5 июля 2009 года в Ровенскую область Украины стоит особняком. Возможно потому, что лично для меня она стала до сих пор крупнейшим велопоходом, а возможно и потому, что изобиловала максимальным набором экстрима, в общем-то, спокойном Украинском Полесье.
Начнем, как водится, с пролога. А именно кто и как решил поучаствовать в этом мероприятии. Первым идею подал наш генератор идей по части неожиданных вариантов поездок Паша Головко. Идея была поддержана мной, но проблема была в том, что это было где-то в районе зимы 09 (сами понимаете, "выживаемость" зимних идей летом часто совсем невелика). Так или иначе, идея просуществовала успешно до мая месяца и в итоге нашла своё отражение на форуме railwayz.info. Сообщение в теме "Поездки и фотосессии" сообщало о вело-исследовании Украинского Полесья в окрестностях знаменитой УЖД Антоновка – Заречное. Предполагалось пройти велосипедом из белорусского Пинска к югу на погранпереход "Невель" - "Прикладники", побывать на озере Нобель, приехать в Заречное и планомерно исследовать 109-километровую нить дороги со всеми вытекающими удовольствиями до самой Антоновки. Финишировать предполагалось в Сарнах, откуда по домам решили ехать дизель-поездами. Предварительный расчет выдавал раскладку не более 200 км за три дня по "дорогам с твердым покрытием", означенными на карте.
Идея понравилась многим, ведь на этой УЖД из белорусских ЖД-фанов удалось побывать только мне и Жене Громову в 2006-ом, да Диме Сильченко в прошлом году. Кроме Паши Головко желание поехать означил Андрей Семенов, а чуть позже мне удалось убедить в участии Андрея Скуратова. Всего в июне состав нашего "пелетона" виртуально вырастал до 6-8 веломашин (планировался даже женский экипаж), но к означенному сроку участие в виде купленных билетов подтвердили только четверо упомянутых людей – три Андрея: Вашков, Семенов, Скуратов и Паша Головко. Андрей Скуратов долгое время решал вопрос по велотехнике, которой в наличии не было, однако удалось раздобыть в виде небольших габаритов горного велосипеда итальянского производства. Вашков выезжал на старом немецком шоссейнике намного больших габаритов. Ну а Паша и Андрей Семенов выбрали отечественный продукт – в путь отправились на "взросликах" от ММВЗ. Место старта было назначено на жд-вокзал Пинска, 3 июля 2009 года, 6-30 утра.
Старт
Раньше всех в Пинск прибыл Вашков, что выехал дизель-поездом из родных Житкович на Лунинец еще 2-ого числа. Андрей не терял времени даром. Расстояние от Лунинца до Пинска он прошел практически полностью велосипедом. Два раза попав под ливень, ему удалось заснять доселе непосещенные фотолинейщиками пункты БЧ – о.п. Лобча, Дубновичи, Вылазы, Озерная, Аленушка. Хитами дня стали великолепная мощеная дорога (Р-8 кстати) в районе д. Лунин, прекрасная погода, жд-мост и виды долины р. Ясельда у одноименной станции, ну и сам город Пинск. Я впервые серьезно посетил этот город и мне он очень понравился. Заночевал Вашков палаткой на городском пляже, в месте, которое можно назвать Усть-Пина. Палатка стояла практически на самой стрелке между двумя реками, в укромном месте у ивы.

Паша Головко и Андрей Семенов прибыли еще до 6-00 поездом Смоленск – Брест, что очень удачно проходит как через Борисов, так и через Барановичи. Я приехал на вокзал около 6-00 и увидел их уже за процессом сборки велосипедов и монтажа на неё рюкзаков. Немного не внушала доверие конструкция на багажнике Андрея Семенова. В 6-25, с опозданием, прибыл поезд Витебск – Брест, а с ним и Андрей Скуратов, что ехал из родного Светлогорска. Таким образом, немного покатавшись по центральной части города, мы пересекли по мосту реку Пина и в начале 8-ого начали наш путь на юг.

Поначалу удавалось работать сменами каждому из участников пелетона. Скорость стабильно поддерживалась в районе 20 – 24 км/ч. Сразу же стало ясно, что в следствие малого радиуса колес на его "итальянце" тяжелее всего приходится Андрею Скуратову, однако Андрей мужественно держал темп. Скоро мы покинули широкую трассу Р-5, повернув на Невель (Р-136?) в районе Стытычево. Машин на этой трассе было еще меньше, что не могло не радовать. Примерно тут же местность исчезла в тумане-мороси, которая постепенно переходила в меленький дождик. Было применено самое верное средство – рюкзаки были облачены в дождевые чехлы. Не нужно говорить, что дождь практически тут же закончился, туман рассеялся и весь день в итоге прошел под аккомпанементы Солнца.

Пройдя деревни М. Вулька (где было отставший Семенов потерял визуальный контакт с группой и чуть было не свернул "не туда") и Жидче (где на открытом пространстве при встречном ветре отставал уже Скуратов) около 9-00 мы достигли д. Невель и одноименного пограничного перехода. Проблем не возникло, покинули Беларусь мы достаточно быстро. Пограничников наш рейд заинтересовал, однако они предупредили нас о сложностях впереди – по их словам асфальт на Украине переходил в так называемую "каменку" - мощеную булыжником дорогу. Что это такое мы узнали уже на нейтральной территории (встретился кусочек этой радости длинной в метров 10) – по сути дорога состояла из совсем неокатанных мелких глыб и крупного щебня серого цвета, ехать по которому было очень сложно в связи с жуткой тряской, риском повредить колеса, да и вообще, такая дорога для велосипеда решительно не предназначена.

Перед Прикладниками мы прошли пограничный контроль с украинской стороны также очень быстро. Украинцы неплохо представляли цель нашего маршрута и не удивлялись выбранному объекту исследований – дорогу в регионе пытаются сделать крупным туристическим объектом, пусть пока только на плакатах. Также мы еще раз получили предупреждение о неблагоприятных дорожных условиях впереди в виде слов: "Ну не знаю, хлопцы, как вы на той каменке с велосипедами..."
День 1. На Нобель
Деревня Прикладники стоит на рукавах реки Припять в верхнем её течении (в этих местах она очень сильно дробится на рукава, с рукотворными каналами и озерами образуя сложную водную систему), выглядит деревня не так уж и плохо, имеет магазин и автобусную остановку с регулярными рейсами на Заречное, Пинск, Сарны. Хотя были и откровенно запущенные объекты. В магазине мы решили валютную проблему – доллары по приемлемому курсу разменяли прямо у продавщицы, попутно приобретя некоторые продукты. И двинули дальше к югу.

Курс мы держали на озеро Нобель, одно из самых крупных в регионе, порожденное рекой Припять и по-видимому гляциокарстовыми процессами. До озера нам предстояло проехать через деревни Морочное, Локница, где мы должны были повернуть на север до самой деревни Нобель, расположенной на полуострове на одноименном озере. Полуостров этот кстати достаточно высок (около 10 м над уровнем озера) и в средние века имел укрепленное городище. Сразу же за Прикладниками мы познакомились с "каменкой" поближе. Асфальт был только в деревне, а дальше вплоть до Морочного – только камень. Что там велосипед – даже машины избегают этой дороги! Поэтому обе обочины – единственное реальное место для проезда – тут и легковой транспорт, и гужевой, и мото-велосипедный. По камню как мы увидели, едут только автобусы и грузовики. Ехать по обочине нам в принципе удавалось, хотя появилось куча проблем. Первая – случаи с песчаной обочиной, где велосипед норовил застрять. Вторая – лужи, которые иногда объехать было весьма проблематично. Лужи обладали разными глубинами, поэтому я, например, скоро влетел по самые педали. На мокрые детали налипал песок, потому мой и без того второй свежести велосипед «запел» на все лады. Но, в общем, Морочного мы достигли достаточно уверенно. Поворачивая на запад к Локнице мы надеялись, что камень оставит нас в покое, однако ошиблись. Тут было уже сложнее – обочины были не такими наезженными, порой дорога уходила просто в лес. Тяжело тут не только велосипедисту – несколько километров за нами следовала "Ауди-80", которая никак не могла нас обогнать просто потому, что ехать быстрее нас не могла. Когда её водитель таки нашел место для ускорения, он поприветствовал нас сигналом и поднятым вверх большим пальцем руки, что придавало сил и настроения. В Локнице мы решили срезать угол, проехав в дервню Любынь по полевой дороге. Половину пути прошли достаточно уверенно, а вот на второй просто встали. Дорога пошла по дюне, в итоге состояла из чистого рыхлого песка. Катить технику пришлось довольно долго. Повеселила местная тётенька, что "прорывалась" по этой "магистрали" на видавшем виды "Восходе", трещавшем и коптившем на все лады. Выбравшись, наконец, на "дорогу с покрытием", ведущую на север к искомому озеру, мы опять испытали жестокое разочарование – вновь нас встретил камень. На этой каменке дела у нас совсем туго пошли – дорога полезла на дюну и обочины стали непроезжими совсем. Скорость передвижения по камню – 5-7 км/ч, как понимаете, пешком с велосипедом получается немного медленнее. Уже почти достигнув деревни Дедовка отстал Андрей Семенов. Причем отстал капитально. Причиной заминки стала отмеченная выше ненадежная система крепления рюкзака – веревка отвязалась и её... намотало на ось заднего колеса в районе звездочки. Разматывать её оказалось делом достаточно непростым, но при помощи опытного Паши проблема оказалась решена. В Дедовке мы навестили магазин и пообщались с местным населением, от которого узнали очень полезный факт – оказывается от Прикладников к озеру мы ехали очень неграмотно – местные пользуются дамбой у деревни Сенчицы и дорогой Дедовка - Котира (последняя к слову в идеальном состоянии с супер свежим асфальтом). Погрустив над своей неосведомленностью, мы двинули дальше на север к озеру – до него от Дедовки рукой подать.
Озеро Нобель в целом ожидания оправдало. Достаточно чистое, с приятными песчаными берегами под сосновым лесом. У деревни Нобель на берегу – мини-амфитеатр с соломенной крышей. В Нобеле на улицах наконец-то асфальт, есть школа, магазин (которого мы не увидели) и вообще деревня производит хорошее впечатление. Мы заехали максимально глубоко на полуостров, но вот остатков городища не нашли никаких.
У деревни Нобель на берегу озера мы устроили дневку, перекусили, покупались в озере. И подкорректировали планы. С учетом местных дорог, мы никак не могли теперь успеть в Заречное к 14-00, а именно в это время оттуда отправляется поезд на Антоновку. Решено было ехать дорогой, рассказанной местными в Морочное. Оттуда проехать на юг к непосредственно УЖД (район о.п. Морочное) и вдоль железной дороги следовать к станции и деревне Островск. В Островске – озеро, выбранное нами как место ночевки.
Морочное - Островск
Достигнув уже известной нам Дедовки мы повернули на восток. Наконец-то нам представился участок дороги с отменным асфальтом! Но радость, опять-таки, была недолгой. Скоро асфальт перешел в гравий (что еще неплохо, в ходе этой поездки мы и о гравии мечтали), а после деревни Котира началась та самая дамба, вся усеянная лужами. Я ехал вслед за Скуратовым, который значительно вырвался вперед (кстати, в этой местности мы легко поддерживали мобильную связь – белорусский МТС принимал прекрасно). Таким образом, я наблюдал след колес Андрея, что петляли мимо каждой лужи. Признаться, это немного выводило из себя, такое постоянное маневрирование. Андрею это видимо тоже наскучило, потому, как скоро следы пошли просто напрямик по лужам. Догнав его, мы, впрочем, быстро остановились – опять песчаная дорога вывела на дюну. Перед такими песками все велосипеды равны – что мой узкоколесый шоссейник, что горный велосипед Андрея, что "взрослики" Паши и Андрея Семенова. Так или иначе,выбрались мы на знакомую уже дорогу Прикладники – Морочное намного быстрее, нежели если бы ехали через Локницу. Осмотрев сооружения гидросистемы, мы второй раз за день въехали в Морочное. Диалог с местными жителями этого очень длинного села направил нас на искомую дорогу в сторону УЖД.

Путь от Морочного до о.п. Морочное стал, наверное, одним из самых тяжелых за всю поездку! Мы тут же капитально засели в дюнах на окраинах деревни, потом, однако, поймав неплохую полевую дорогу. По словам местных мы должны были повернуть "сначала налево в потом направо", но в итоге среди множества развилок нужную по видимому не поймали. Если поначалу наша дорога была уверенно разъезженной, то чем дальше мы двигались на юг – тем она всё более превращалась в одинокую колеину в высокой траве. И превратилась-таки. Да еще в часто заполненную водой. Ехать было всё тяжелее, а УЖД никак не удавалось увидеть впереди. Настроение было соответствующим, но мы не из тех, кто так просто сдаётся. В итоге дорога завела нас совсем в низину, которую пересекала посредством брода. Ничего не поделаешь, мы сняли обувь и пошли в брод. Местами колеса уходили в воду по ось, но преодолев преграду мы почувствовали серьезное облегчение – тут же увидели железную дорогу и деревянный павильон остановочного пункта без вывески. Все переживания последних минут остались позади – мы тут же приступили к фотосессии этого "750-мм перегона" Заречное – Островск. Ведь при расширении проекта "Фотолинии" эта линия также окажется в поле зрения, она принадлежит УЗ (Львовская дорога) и является линией общего пользования (наряду с системами УЗ Виноградово – Хмельник – Иршава, Рудница – Гайворон – Голованевск). А вот на БЧ нет таких дорог.

Еще в Морочном мы узнали приятную новость о том, что вдоль УЖД можно проехать велосипедом (местные рассказывали, что бывало, КамАЗом по насыпи дороги прорывались!!!), и действительно, добротная тропа вела ровно вдоль линии. При передвижении по ней единственной сложностью было не попасть колесом в шпалы, что могло привести к нехорошим последствиям. Ну и еще многочисленные деревянные мостики приходилось пешеходным способом преодолевать.

За о.п. Морочное, перейдя как раз один из таких мостков, оказалась база ПЧ, с многочисленными путевыми знаками и табличками. Еще одна база встретилась уже ближе к Островску, здание скрывалось под черепичной крышей, что придавало объекту непередаваемый колорит. Мы продолжали своё движение вдоль УЖД линии на юго-запад. Скоро проехали о.п. Локница-2, а еще чуть позже очень красивое место у переезда, где расположен о.п. Локница-1 (кстати, наименование о.п. на перегоне Островск – Заречное вызывает некоторые вопросы. Так, наряду с описанной линией Островск – Локница-1 – Локница-2 – Морочное – Заречное есть другой вариант наименований, также встречающийся на схемах: Островск – Локница – Морочное - Парская – Заречное. Таким образом, от д. Морочное мы прорывались не на о.п. Морочное, а на о.п. Парская). Начиная от о.п. Локница-1 и до самого Островска уже пришло чувство, что пошла работа на износ, мой спидометр показывал, что за день мы уже преодолели 100-километровый рубеж! Несмотря на то, что тропа вдоль УЖД по прежнему была надежной, наша скорость понемногу падала – 18 – 16 – 15 км/ч. Впрочем, усталость компенсировалась красотами и природными достопримечательностями вдоль линии. Вот вековой дуб прямо у дороги, вот сама УЖД дивно петляет среди дубравы, вот обширное болото. Частично нам помог черничник, где удалось подкрепится лесной ягодой. Но чем ближе Островск, тем Солнце ниже, тем меньше скорость – 15 – 14 – 12 км/ч. Сильно устал к концу дня Андрей Скуратов, когда потянулись огороды Островска мы ехали не быстрее 6 – 8 км/ч! Но вот он входной семафор (на дороге электрожезловая система сигнализации, именно с семаформами, единственный светофор расположен на входе ст. Антоновка), и вот мы уже на станции. Фотосъемку мы решили оставить на следующее утро и, заскочив в магазин, бросились к озеру Островское искать место стоянки. Нашли таковое в метрах 700 к северо-востоку от деревни. Отличное место, на лугу, 2 метра над озером, обеспеченное дровами. Озеро поразило меня. Чистейшая вода, прекрасное, немножко заиленное дно и теплая вода – искупнувшись, усталость дня сняло как рукой! Уже на закате (Солнце очень красиво заходило прямо над озером) мы развели костер и приготовили ужин из, кажется, гречки с тушенкой + чай. День прошел интенсивно, спалось сладко.
День 2. Островск - Заречное
Утро выдалось теплым и погожим, внушая надежду на то, что наш второй день также пройдет под лучами Солнца, которые, что ни говори, лучше дождей. Мы не спешили утром, ибо еще с вечера скорректировали по ситуации наши планы. Мы намеревались выехать в 10:00 от ст. Островск поездом на ст. Заречное. Побывав в этом райцентре планировали проехать около 30 км ровно на юг к д. Боровое, где расположен одноименный о.п. Оттуда – в д. Млынок с его железнодорожным мостом через реку Стырь. Там мы намеревались перехватить фотосессией поезд из Заречного на Антоновку. Ну а дальше уже по ситуации двигаться в сторону о.п. Хиночи.

Искупавшись, приготовив завтрак, мы не спеша переместились на ст. Островск. Приобрели билеты, попросив у женщины – кассира – дежурной по станции заснять её рабочее помещение с устройством той самой электрожезловой сигнализации. На что получили очень категоричный отказ. На платформе собрались на посадку пассажиры – большинство составляли иностранные туристы, что вместе с экскурсоводом намеревались подъехать поездом до группы озер у участка Островск – Локница-1 (озера Хоромы, Большое и Малое), на что было необходимо разрешение локомотивной бригады. Поезд прибывал ровно по расписанию без малейшего опоздания. Нас немного беспокоил вопрос с размещением велосипедов в небольших по габаритам «демиховских» вагончиках, но вопрос разрешился без проблем. Мы атаковали последний вагон поезда (всего вагонов было 4) и успешно поместили технику в салоне, даже оставив свободным тамбур.

Ехали, как и положено в таких случаях – в тамбуре, с открытыми во всех направлениях дверями. Нам представилась картина нашего вчерашнего маршрута, теперь на природные красоты мы любовались из поезда. Иностранные туристы в итоге получили остановку в лесу у озер, мы помахали им, они нам. В поезде помимо нас обнаружилась еще одна небольшая туристическая группа – парень и девушка из Киева. В итоге парень присоединился к нам в процессе фотосъемки. На о.п. Локница-1 мне удалось выбежать из первого вагона вперед поезда и сделать неплохой кадр, успев забежать обратно в вагон. На о.п. Локница-2 подобным маневром отметились Паша и два Андрея. Между о.п. Морочное и ст. Заречное поезд вдруг остановился – непорядок с тепловозом. Его даже заглушили, пока опытная бригада (эти люди, я уверен, знают этот ТУ2-062 наизусть) устраняла неполадки. Которые оказались несущественными – через 10 минут простоя мы продолжили путь, пополнив фотоархив фотографиями поезда теперь с перегона. Совсем скоро лес отступил, и начались поля и луга – скоро Заречное. Мне, уже более опытному исследователю УЖД было приятно видеть моих попутчиков с горящими от впечатлений глазами. Впрочем, свидание с УЖД такого плана не оставит равнодушным любого человека, пробуждая в человеке самые добрые эмоции и вызывая чувство детской радости.

Прибыв в Заречное, произвели разгрузку, открыв для удобства заднюю дверь вагона и выкатывая велосипеды оттуда. На станции посмотрели маневр тепловоза, зашли в обветшалое пассажирское здание. Очень скоро на станцию стала подтягиваться молодежь – парни и девушки. Они оказались автостопщиками из Минска, что этим утром "каменками" прорвались из Пинска на Заречное именно для путешествия по УЖД. Приятно, что объект всё популярнее и в Беларуси. Мы же заехали в центр райцентра, развернулись и двинули по намеченному плану на юг, на Боровое.

Заречное – р. Стырь
У нас была слабая надежда на то, что дорога окажется хотя бы гравийной, но Зареченский район выбирает камень – это мы поняли окончательно! 30 километровый маршрут пролегал по лесистой местности через редкие, но крупные деревни Приветовка, Речица и Перекалье до самого Борового. От Заречного до Приветовки ехали в основном по объездам через леса, порой дороги были весьма неплохими и скорость держалась на приличном уровне. В Приветовке вообще обнаружились асфальтированные тротуары. От Приветовки до Речицы условия ухудшились – транспорта тут всё меньше – ехали в основном по обочинам. Хорошо еще, местность тут была преимущественно низинной и глубокого песка мы почти не встречали. Так или иначе, именно на этом участке, на неровностях дороги у меня развалился багажник, пришлось срочным образом перевязывать рюкзак – теперь он опасно провисал и расшатывался, но нужно сказать, поездку моя система крепления выдержала на слабенькое "хорошо".

За Речицей дорожная обстановка ситуация изменилась. Дорога пошла выше, песку прибыло. К тому же накатанность обочин еще более уменьшилась, да к тому же все обочины оказались сбитыми местными коровами. Теперь колеса надежно зарывались в песок, меня не спасала даже давно уже включенная тяговая передача. Хорошо, что мы тут растянулись, а по близости не было людей – я например, страшно матерился по этому поводу. За мной вообще-то не слишком матюки водятся, но порой, как говорит Паша Головко, без них ну никак. А как еще можно описать ситуацию, когда на обочине чистый песок, а на булыжнике дороги едешь как черепаха и трясет так, что зубы лязгают? Оборот "плохая дорога" тут неуместен. По пути встретилось три особенно тяжелых участка, которые я назвал "перевалами с категорией сложности" - три дюны, ехать через которые можно было только по камню, что мы и делали. А Солнце было всё выше – становилось душновато, время поджимало также – близился час отправления поезда из Заречного, который мы должны были перехватить, напомню, на мосту через Стырь в Млынке. По ходу дела мы также смекнули, что с таким темпом никак не успеваем посетить два остановочных пункта – Тиховиж и Перекалье. Так и случилось – эти пункты остались непосещенными нашей "экспедицией", давая стимул последующим исследованиям этой замечательной системы.
Достигнув Перекалья и взяв третий по счету "перевал", мы, наконец, вырвались на оперативный простор и смогли значительно поднять скорость – каменка оставалась в стороне, а мы ехали по обширному лугу, по плотным полевым дорожкам. Кстати, в 2006-ом на этом лугу у д. Боровое мы с Женей Громовым наблюдали обширный сельский базар. В итоге на Боровом мы были около 15-00, что позволяло надежно рассчитывать на успешную фотосессию в Млынке. Однако ошибка мной выбора пути едва не лишила нас этой возможности – мы потеряли около получаса, пытаясь прорваться к о.п. Млынок напрямую от о.п. Боровое вдоль УЖД. Не вышло. В итоге от Борового до Млынка пришлось форсировать темп, благо дорога была не каменной, а обычной гравийкой. Я немного оторвался от попутчиков, но к проходу поезда по мосту (около 16-00) успели все. Мост через Стырь являющийся самым длинным узкоколейным мостом в Европе (!!!) имеет бетонные подводные части опор, металлическую несущую конструкцию, однако опоры моста – деревянные! Мостом активно пользуются местные жители, умудряясь проезжать по нему на мотоцикле, причем на приличной скорости. Существует у моста и охранный пост – охранник живет в домике на левом берегу Стыри и выходит на работу два раза в день, когда идет поезд. Его работа – не пускать в это время на мост желающих переправится.

Поезд из тепловоза и четырех вагонов смотрится на этом мосту очень колоритно. Фотосессия удалась, причем каждый из нас выбрал своё место съемки. Из поезда нам активно махали руками наши знакомые автостопщики из Минска, видимо их немало порадовало то, что мы таки смогли выполнить нашу программу.

У моста на берегу Стыри мы устроили дневку, перекусили. А заодно и искупались, вода была достаточно теплой. Взобрались на мост, перешли на правый берег, оказались таким образом из Зареченского во Володимерецкий район – продолжили путь.
Р. Стырь – Хиночи
Впрочем ехали мы (по очень добротной тропе вдоль УЖД) совсем недолго – практически тут же отстал Андрей Семенов. Мы остановились ожидать его и скоро увидели, как он катит свой велосипед на нас. Причина заминки оказалась забавной, но довольно серьезной – у Андрея опять намоталась веревка от крепления рюкзака на ось заднего колеса, как днем ранее. Но при этом веревка сорвала со своего крепления звездочку заднего колеса, поставив её поперек. За дело вновь взялся Паша, опытнейший специалист по велопродукции ММВЗ. Устранил поломку он очень быстро - я был удивлен. Опыт есть опыт. Однако время было упущено, к тому же стала портится погода – с востока нависала обширная туча. Мы двигались к деревне Белое, в которой расположена одноименная станция по лесным и полевым дорогам севернее УЖД, и совсем незадолго до цели дождь таки застал нас.

Впрочем, он длился недолго, промокнуть капитально не удалось, зато удалось полюбоваться на радугу и краски мокрого луга. И очень скоро мы выехали к станции. Она оказалась довольно простой, из двух путей, здания станции и хозяйственного помещения из старого грузового вагона. Далее к Хиночам приняли решение двигаться по шоссейным дорогам. Из Белого три километра на юг – и мы на трассе Великие Телковичи – Володимерец. Трасса оказалась, асфальтовой, правда ужасного качества, сплошь в ямах и выбоинах. Проходила она по живописной местности, взбираясь на дюны. У деревни Лука посмотрели на одноименное озеро. Между Лукой и Воронками пошли на затяжной подъем. Тут мы уже здорово растянулись – Скуратов в этот день был не в пример себе вчерашнему и большую часть времени просидел в "отрыве". Мы с Пашей в целом держали плановый ритм, зато в очень серьезном отвале оказался Андрей Семенов. И отставание его только нарастало. После подъема перед Воронками мы решили подождать его. Ждать пришлось долго – Андрей ехал просто неприлично медленно, жалуясь, что ему очень тяжело. Когда он проезжал мимо нас, меня насторожило заднее колесо его велосипеда. Паша проверил – так и оказалось, оно было практически полностью спущенным! Неудивительно, что Андрею было так тяжело?. И опять роль механика блестяще исполнил Паша, подкатав, наверное чудом не пробитое колесо. И что бы вы думали – Семенов поехал так, что мы с Пашей под улыбки только поспевали за ним.
В Воронках – дежавю. Асфальт в пределах деревни сменился камнем. Местный житель составил нам компанию, рассказав об отличном озере южнее деревни, а также о том, как нам лучше пробраться к Хиночам, сворачивать с основной трассы нам нужно было именно в Воронках. Дорога Воронки – Хиночи – глухая каменка, которой пользуются довольно редко. В месте пересечения её с УЖД расположен о.п. Воронки, различимый лишь по табличкам "Зупинка потяга". Платформ нет. Перед Хиночами мы увидели, пожалуй, самую грандиозную дюну за путешествие. Песчаный холм высотой метров 30-35 выглядел действительно внушительно, особенно с учетом того, что наша каменка взбиралась прямо на его вершину. На его преодоление у нас ушло довольно много времени, а вот закат всё приближался, день был на исходе. В Хиночах обнаружилась искомая нами дорога на юг, по которой мы и достигли остановочного пункта. Платформа имела довольно глухой вид, расположена непосредственно в кривой, тут УЖД меняет направление с субширотного на субмеридиональное. Нашли мы и следы насыпей трехугольника, тут было ответвление пути 750 мм на восток, на Дубровицу. Причем насыпь в сторону Дубровицы различима в лесу достаточно хорошо. А вот станции тут не было.

От Хиночей мы закрутили педали на очень высоких скоростях в сторону Радиджево, там возле УЖД планировали заночевать. В крайнем доме Радиджево попросили воды, а в итоге едва не уехали оттуда с трехлитровой банкой молока – местные жители оказались очень приветливыми и гостеприимными. Место ночевки искали уже в полутьме, в итоге остановили свой выбор на вершине дюны, в сосновом бору, непосредственно над железной дорогой. Костер разводить было проблемно, дрова после дневного дождя были сырыми, но всё же нам это удалось. Ужинали уже в темноте.
День 3. Хиночи - Антоновка
В планах на последний день нашего путешествия стояло достижение Антоновки, осмотр местного депо и выдвижение дизель-поездами в сторону Беларуси. Поскольку дизель-поезд из Антоновки на Сарны отправлялся около 10-50 утра, проснулись и выехали мы рано. От Радиджево до Зеленого нас серьезно притормозили дорожные условия (опять каменка + неудобные обочины), а также проблемы на моём велосипеде – в ходе поездки приспустило заднее колесо, и теперь ехать было и трудно, и опасно для здоровья велосипеда. Причем плохо было то, что проблема не решалась при помощи обыкновенного велосипедного насоса. Помог нам водитель Ауди 80, которого мы встретили на каменке в 2-ух км от Радиджево. Ну а с камнем мы окончательно простились перед Зеленым – теперь впереди был только асфальт.

Картина нашего движения напоминала вчерашнее послеобеденное положение дел – Скуратов умчал вперед на наших заминках, мы с Пашей планомерно, работая сменами, держали темп (в итоге довели его до 25-28 км/ч), Андрей Семенов ехал в "отвале", однако отставал не серьезно. До Владимирца доехали неожиданно быстро, поглотив по пути "отрыв" в виде Скуратова. Такой прорыв стоил нам того, что оказался непосещенным еще один пункт УЖД – о.п. Зеленое, доведя число пропущенных пунктов до четырех (Тиховиж, Перекалье, Лука и Зеленое). Из Володимирца поехали на одноименную станцию, что состоит из трех путей и деревянного пассажирского здания. Станция также была оборудована семафорами.
Из Володимирца поехали в Антоновку через д. Каноничи и Дубровка, где около 3 км с нами ехал местный житель на "взрослике", по пути объяснив нам нужную дорогу. Скуратов опять ушел вперед, Семенов опять "отвалился", а мы с Пашей решили (по времени успевали) заехать на о.п. 10 км, что успешно и сделали. В итоге на прямой перед Антоновкой (тут был хороший асфальт), работая сменами мы сначала вышли на 30 км/ч, а у въездного знака "Антоновка" сняв рекорд в 41 км/ч, пролетев мимо ожидавшего нас Андрея Семенова.

А скоро мы были уже на станции Антоновка. Станция, как известно, расположена на линии Сарны – Ковель. Это столица узкоколейной системы, тут расположено начало линии (у пассажирского здания в виде одного пути и платформы), депо, перегрузочная станция. У нас было около часа на изучение этого объекта. Депо расположено у первого километра линии. Обнаружилось девять пассажирских вагонов демиховского завода, тепловоз ТУ6-3222 и мотовоз, стоящие почему-то на территории частного участка у дома, "убитые" тепловозы ТУ7, рабочий ТУ7-767, снегоочиститель CO-750 и многочисленные грузовые платформы. Грузовые платформы в обильном количестве были обнаружены и на перегрузочной станции, где я, как и в 2006-ом взобрался на козловый кран. Также напомню, что станция Антоновка единственная на узкоколейной системе, оборудованная входным светофором.

Антоновка - Беларусь
Купив в кассе билеты до Сарн, мы немного отдохнули и скоро произвели посадку в дизель-поезд Д1-646. Поснимав из окон да дверей остановочные пункты, очень скоро мы были в Сарнах. Здесь у нас было около 3 часов до дизеля Сарны – Удрицк. Это время мы потратили на вело-изучение города Сарны (город с населением около 18 тыс. жителей, внешний вид имеет достаточно приятный) и на сьемку поезда Киев – Берлин под 2М62, что произвели мы с Андреем Скуратовым. Также посетили местное локомотивное депо, где по случаю выходного дня (было воскресенье) не обнаружилось работников, зато были локомотивы.

За полчаса до отправления на Беларусь разбираем велосипеды, Паша и Андреи Скуратов и Семенов – полностью, с расчетом на дальнейшую транспортировку домой. Я снимаю только переднее колесо, еще не знаю, как буду добираться до Житкович. Около 15-00 отправляемся на ДР1А-138 из Сарн, к 17-00 мы в Удрицке. Без проблем проходим пограничный контроль и возвращаемся в Беларусь теперь на ДР1А барановичской принадлежности. По пути я из окна фотографирую о.п. Бухличи и ст. Горынь. Паша едет им до самого дома, Скуратов и Семенов также едут до Баранович, однако там пересаживаются на электричку – Скуратов едет до Минска, а у Андрея Семенова путь наиболее далек – еще одна пересадка – и он дома в Борисове.
Я расстаюсь с попутчиками в Лунинце, где гуляю по окрестностям и городу, просушиваю палатку. Сначала я планировал ехать дизелем на Микашевичи и далее велосипедом на Житковичи, но отказываюсь от этой идеи – при таком варианте пришлось бы чесать по темноте через лес и глухие асфальтовые дороги, а ездить ночью велосипедом я не люблю. В итоге беру билет на поезд 646 Брест – Витебск в общий вагон. Впервые капитально разбираю велосипед, снимая два колеса и привязывая их к раме. Мой «лайнер» уменьшается в размерах прилично, но всё равно достаточно велик. Чехла у меня нет, багажный билет я тоже не покупал – потому иду на посадку с наивной наглостью. Хорошо, что ехать мне не долго. На посадке проводница больше занята закупкой ягод у местных торгашей, нежели пассажирами и мной в том числе. Поэтому я благополучно вписываюсь в заполненный вагон. Поднимать грязный вел на третью полку над головами пассажиров я не стал – просто сел на 54-ом месте и поставил свою технику прямо в проходе. Некоторые пассажиры и проводницы немного шипели, но в целом я доехал благополучно. На темной платформе Житкович собрал велосипед и по ночным улицам города приехал домой. Поездка завершена!
За четыре дня мной было пройдено около 327 км, в связке с Пашей, Андреем Скуратовым и Андреем Семеновым мы сделали 257 км (пролог 70 км, 1-ый день 105 км, 2-ой день 95 км, 3-ий день 57 км). Были посещены все пункты узкоколейной системы Антоновка – Заречное, кроме четырех, кроме того часть линии была пройдена непосредственно вдоль путей, был обкатан и узкоколейный поезд. Посещены замечательные места украинского Полесья, озера Нобель, Островское. Изучены города Пинск и Сарны. Общими усилиями отснято около 3 Гбайт фотоматериала. Оценить же масштаб впечатлений в цифрах сложно, я и сейчас её с радостью вспоминаю – что и говорить, поездка удалась на славу!

Вашков Андрей

Ссылки по теме
Отчёт Скуратова Андрея об этой поездке

Пока нет комментариев пользователей.
Для размещений комментариев Вам необходимо авторизоваться.