Смоленск

Конец путешествия:

Общие сведения

Дата: 30 cентября - 1 октября 2006 года
Состав: 3 человека (Андрей Вашков, Андрей Воднев, Михаил Шамне (часть пути))

Расписание

Орша Центральная17.37
Минск Восточный21.00

Сборы или вместо вступления

Лично мне идею поездки в Смоленск подсказали мои однокурсники П. Головко и В. Деркач, идея нужно сказать мне понравилась. Недалеко, да и местность незнакомая в целом для меня. Позже решили по пути назад заехать в Витебск и через Оршу ехать назад на Минск. Еще позже выяснилось, что и А. Воднев в общем не против проехать с нами, отснять оставшуюся часть 2М62 смоленской приписки, что не удалось ему в свои прошлые приезды. Также он поддержал идею ночевки на пути в Витебск на перегоне. А в то время на форуме railwayz.info misha1520 (М. Шамне) также согласился съездить с нами, но только в Смоленск и назад. Еще были мысли ехать с нами до Смоленска у skitalc'а (Д.Шумаров), а далее он планировал ехать на Москву. Датой были выбраны дни 30.09-01.10, самый финал "Бабьего лета". Тем не менее скоро откололся Витя, затем Паша да и Дима также сказал, что не поедет. Именно поэтому рано утром 30.09 у касс минского вокзала собрались только два Андрея и Миша.

Дорога на Смоленск

ЭР9Т-698 оказался довольно приличным электропоездом. Мы, естественно, взяли билеты в вагон 3-го класса. Главное, можно сказать, отличие от обычной электрички - сиденья обтянуты не дермантином, а тканью. У дверей стоят мусорки, вообще в вагоне довольно чисто и даже уютно. Кстати, заполняемость была слабой в этот день - всего в вагоне было до 15-20 человек, а после Орши и того меньше. Да, у двери висела довольно интересная схема минского метрополитена - на ней была указана например проектируемая станция Виленская, Шабаны и даже Щомыслица. Да, может через лет 100 и туда метро продлят. Прогулявшись по составу, я обнаружил выпадение в номерах вагонов 4 и 5. Понятно их исключили из состава, решив его укоротить, но зачем это отразилось на нумерации вагонов ПДС? Кроме третьего класса в поезде было еще два вагона 2-ого класса, причем один с буфетом (по слухам довольно дорогим (я не поверял)). Кресла во 2-ом классе были знаменитыми "гомельскими" - грубыми с виду, но довольно удобными в деле. Расположение кресел было аналогично "сидячке" - рядами напротив друг друга. В одном из вагонов было отведено купе для проводников. Вообще, поезд произвел на меня скорее положительное впечатление. Немаловажным было и другое качество - скорость. Мы за разговорами даже не заметили как один за одним за окном пронеслись Смолевичи, Жодино, Борисов, Крупки... а вот и Славное с его базой запаса. Там точно удалось разглядеть ТЭПы 60, кажется, еще 2М62 стоял. Ну и куча вагонов-рефрежераторов. Докатили до Орши, там я впервые, хоть и из окна увидел полностью оршанское депо, с его кучей ТЭП70. Андрей Воднев, увидев там еще не отснятый им 2М62 обрадовался, теперь надеясь, что до завтрашнего дня его никуда не перегонят. В Орше стоянка 5 минут, и мы катим дальше. Электричка делает две остановки на о.п."Кираево и Шуховцы, что после отмены электропоездов Смоленск-Орша остались как бы не у дел. А вот и Россия, знак у дороги "Московская ж.д.". Станция Красное, в тупике стоит ЭМ6, которую на платформе уже ждет народ. В нашу электричку никто не садится, дорого как бы. На Гусино кстати тоже электричка стояла, ЭР9П кажется. На станции Красный Бор рассматриваем базу запаса электропоездов, что скорее похожа на их кладбище, там довольно интересно, но что бы ее рассмотреть поближе нужно было время. А вообще Красный Бор это уже Смоленск, ведь своими отдаленными частями город сильно вытянут в западном направлении (до 18 км от центра!). Так довольно быстро мы и приехали, набрав каких то 3 минуты отставания.

Смоленск

По началу мы решили прогуляться в город. Правда, сходу сфотографировали ЭД9Т-0020 и ЭР9ПК-169, а также довольно красивое зеленоватое здание вокзала. По мосту перешли над путями, прошли мимо очень древней церкви (кажется ХII век) и попали...

Просто ужас, дороги разбиты, рынок находится везде, где не лужа, грязь... и в этой грязи лежат трамвайные пути, ну а на них довольно побитого жизнью вида трамвай КТМ5... Просто нет слов... Меняем деньги и продвигаемся через хаотичную толпу к самой Колхозной площади, что битком забита маршрутками (они составляют основной транспорт в городе - жутко неудобно, зато дешево - 6 руб). Здесь же видны здания более приличного вида, но тоже серые и обшарпанные. Переходим мост через Днепр (неширок он там, метров по 40-60). Совсем другое дело! Вот старая кремлевская стена, которую как бы побивает улица, в стену встроены довольно архитектурно красивые дома, площадь сразу за стеной - и надо всем, наверное, главная знаменитость города - Успенский собор. По улице Большой Советской поднимаемся в гору, а затем сворачиваем в пешеходный центр города (вот это правильное решение!) по улице Ленина (как видим, о переименовании здесь речь не шла). На площади Ленина неплохо, гуляют дети, народ катается на роликах - это создавало очень хорошее, спокойное отношение. Мимо городского сада им. Глинки по улице Октябрьской Революции мы вновь вышли к стене, в район башни Громовая. Очень красивая, кстати, башня, отличается от других округлостью. И далее мы проследовали вдоль стены и остатков рва в центральный парк города. Ну и нашли его также в весьма неплохом состоянии. Там мы пообедали. И уже затем вновь через центр двинули на площадь Смирнова, дабы уехать оттуда в центр на маршрутке. Нас ведь еще ждала железная дорога! Маршрутки, кстати, все же неудобны - с рюкзаком там вообще кошмар.

Приехали на Колхозную и стали пытаться уехать на 3-ем маршруте в Пискариху, там расположено смоленское депо. А уехать было совсем непросто! На каких-то 12-15 мест в немногочисленных Газелях претендовала толпа из человек сорока-пятидесяти. Толпа зверела при появлении редкой "Газельки" под номером три, толкалась-маршрутку брали в общем штурмом. Мы тоскливо наблюдали за сим процессом со стороны, начали закрадываться мысли вообще отсюда не уехать, с нашими то рюкзаками! А так как Миша сегодня должен был ехать на Минск (на той же ЭР9Т-698), он решил вообще не ехать к депо, тем более вообще-то он там уже был. Он решил пройтись еще по северной части города а также поснимать электропоезда и не только на вокзале. Что в общем ему удалось, и, думаю, он еще расскажет о своем походе. А нам же с Андреем "повезло"- подкатило наконец что-то большее чем "Газель" - автобус ПАЗ! Тот же штурм, в котором на этот раз участвовали и мы. В итоге я втиснулся в переполненный автобус последним (уехали не все желающие!). Езда на этом чуде, да еще переполненном по смоленским крутогорам - отдельный разговор, но скорость отмечу под гору была наверное не более 15-20 км/ч, ПАЗ тем временем просто жутко ревел: казалось сдохнет вот-вот. Видно и "умирал" он уже не раз, но сейчас мы доехали до места очень благополучно, по пути посоревновавшись в скорости с ЧМЭ3, который нас в итоге "сделал".

Вышли мы на конечной остановке "Колодня", одноименное название имел и тут же расположенный о.п. На депо нужно было идти в сторону города, но мы сначала прогулялись по перегонам Смоленск-Сортировочный-Духовская, Соколья Гора, что довольно интересной двухуровневой развязкой пересекались в 1,5 км от Колодни. Туда мы и пошли. Место вообще интересное, такая котловина, окруженная тремя холмами, покрытыми уже желтеющим лиственным лесом, и когда выглядывало солнце, смотрелось это очень даже здорово. Естественно и дорога тоже смотрелась под солнцем не плохо. Движение было небольшое: в основном по основному ходу мчали ВЛ80С с грузовыми, раз прошел ЧС4Т, две электрички (уже знакомая ЭР9ПК-169 и ЭМ9), а также АЧ2 на станцию Фаянсовая (г. Киров). На перегоне Смоленск Сорт.-Соколья Гора (ход на Рославль) мы как бы пообедали и сняли 2М62, ТЭП70 с пригородным поездом Смоленск-Брянск (хотя состоял он из обычных, всех разных пассажирских вагонов, были даже купе (зачем???) и вагоны от фирменного Смоленск-Москва). Затем мы пошли наконец к депо, так как дело шло к закату, да и небо как-то тучками затянуло. За о.п. Колодня Андрей с жалостью обнаружил обнесенную забором базу поездов подсыпки путей и вообще путейцев, как я понимаю (забыл аббревиатуру) (ПМС? - Прим. ред.). Жалость была в том, что совсем недавно забора не было, а за ним стоял 2М62. Мы продолжили путь, по пути увидев 3М62 (я - впервые). В депо уже света было маловато, хорошо, что техника там стоит - на ходу хорошие кадры уже не получались. А стояло там немало: только сфотографировали мы 4 штуки 2М62, ТЭП70, видели еще больше. Там все-таки депо, и народу крутится всякого много. Как говорится глаз видит, объектив не имеет. Поднялись на мост над путями - с него отличный вид на депо! Оттуда мы увидели два Д1, причем один был свежевыкрашенный в бело-голубой раскрас. Также увидели и ЭП10. Но идти к ним не было особого смысла - свет пропал окончательно.

Мы поехали назад. На сей раз в "Газели" было довольно свободно. Вот и Колхозная площадь, а вот и вокзал. Немного побаловались ночной съемкой: довольно красиво стоял Д1-614 на фоне вокзала (он потом ушел на Рославль). Еще раз прошлись по вокзалу и приобрели билеты до станции со сложнозапоминающимся названием Лелеквинская. Там мы планировали ночевку. Стоит отметить, что о существовании данного места мы узнали перед покупкой билетов из моего атласа 1:200 000. Теперь мы ждали дизель-поезд на Рудню, гадая, что пойдет в рейс? Но вот пришла АЧ2 из Фаянсовой, и вопросы были сняты. Произвели, так сказать, посадку и... до свидания Смоленск, запомним только хорошее!

Лелеквинская ночевка

АЧ2, как известно, снаружи не представляет особого эстетического интереса, по мне это самое некрасивое создание на дороге, но изнутри совсем другое дело! Куда там даже ДРкам! Удобные сдвижные двери, туалет, если не ошибаюсь, в каждом вагоне АЧП (сами "головы" были закрыты для пассажиров), сиденья обтянуты симпатичным коричнево-бордовым дермантином, что создавало в вагоне абсолютно непривычную обстановку, такую уютную, что меня сразу потянуло на сон, тем более в вагоне было тепло и свет был довольно слабый. Андрей взял карту, изучая местность под загадочной Лелеквинской, а я начал засыпать - прошлая ночь у меня выдалась совсем короткой... Поначалу нас беспокоило отсутствие объявлений остановок, но далее все пошло неплохо, остановки исправно назывались. И вот сквозь сон слышу "следующая Лелеквинская". Просыпаюсь, собираемся, останавливаемся, выходим. Народ кстати тоже здесь выходил, что радовало почему-то. Платформа станции оказалась из старого, выщербленного асфальта, над которым висел одинокий фонарь, освещая совсем небольшой кусочек местности. Дальше темнота. Народ быстро исчез в сторону деревни Слобода, мы же пошли в другую сторону. Кстати, когда АЧка отошла, обнаружилось отсутствие на станции второго пути, так что Лелеквинская оказалась не станцией, а простым о.п. И в таком виде она была уже давно - здание станции, все обветшалое, с замурованными окнами и со всех сторон обросшее кустарником об этом очень хорошо говорило. Да и от второй платформы мало чего осталось. Кстати, перед закрытым навечно зданием станции стояла будочка, тоже с надписью "Лелеквинская". Как и на всех о.п. в тех краях, но здесь она смотрелась как-то совсем неприятно. Но вернемся к делу. Два Андрея по путям отошли от о.п. на примерно 0,8 км на восток и решили, что карты масштаба 1:200 000 не совсем точны, а еще точнее были правильными только на момент съемки. Съемка тут, опять же судя по Лелеквинской, была давно, как и последние обновления. Мы решили наугад свернуть направо, там через тьму виднелось что-то типа рощицы. Так оно и было, березовые рощицы, и луга с высокими пожелтевшими травами между ними. Там мы хаотично поблуждав наткнулись на вполне нормальное место: трава здесь была ниже да и место ровное (для палатки такое и искали). Тем более в долинке обнаружился сухой кустарник - для костра как раз. Одним словом, попали мы наугад очень очень удачно. И вот очень скоро палатка поставлена и костер горит. Клево. Ужинаем. Ложимся спать. А поезда как шли ночью!

Утро оказалось туманным, так что в итоге мы так и не рассмотрели место нашей ночевки. Кстати, было совсем не холодно, а очень даже уютно - сон был крепким (ну я привыкший к палаткам, два лета уже в них живу...). Встали пораньше, я отбегал кросс, причем впервые так вот бежал - вдоль путей, в туман, а из тумана выплывали светофоры, что в сторону Смоленска вообще не горели. А вот ПСа никакого не прошло, А. Воднев тоже вышел к дороге, но ничего кроме туманных перегонов сфотографировать не удалось. Вернулись в "лагерь", собрали палатку, сложили рюкзаки и пошли на о.п. Нет, а вообще кривые в тумане очень даже симпатичны. Пришли на Лелеквинскую, и тут же послышался шум дизеля, издалека так, но постепенно нарастая. Ага а вот и оно: из тумана со стороны Витебска "родился" 2ТЭ10У-0065 с товарным, наш, белорусский, что несколько не обрадовало, но не стало причиной не делать симпатичный кадр. Потом мы перекусили, и к 10.00 (моск.) стал подтягиваться народ, ну и Д1-805 в 10.05 всех забрал в сторону Витебска. Кадр тоже вышел вполне ничего.

Витебск

Ну кто не ездил на Д1? Только скажу, что изнутри он намного симпатичнее, чем езда у него внутри... Деревянные лавки, неудобные полки для багажа (рюкзаки не хотели умещаться, норовя свалиться на головы) и главное - скорость, очень даже скромная. Но простим сии мелочи этому венгерскому ветерану-красавцу, он молодец. Отмечу, что выспаться до конца не удалось и меня очень даже постоянно отрубало. Так что рассмотреть удалось только основные станции на том участке: Голынки, Рудня. Кстати, раз мы сделали остановку вне графика, оказывается это рыбаки попросили остановиться, дабы не идти далеко до озера. Еще отмечу, что наши Заольша и Лиозно смотрелись на фоне русских станций очень даже культурнее. Да, вот так мы и вернулись на территорию Беларуси. После Лиозно дизель шел битком, а к Витебску народ вообще стоял в проходе. На о.п. Лучеса (это всё же станция - Прим.ред.) народу немного вышло (там интересная развязка!) , вот мост через Двину, депо слева по движению и вот вокзал. Выходим довольно подуставшие от такого переезда, оцениваем ситуацию - ремонт на первом перроне по словам А. Воднева как шел, так на том же уровне продвижения и идет, перрон представляет собой нечто разбито-перекопанное с хаотично разбросанной по этому техникой. Фотографируем Д1 - вот ведь оно, единственный момент присутствия в Беларуси данного ПСа! Более ничего интересного не увидев, отправляемся на вокзал.

Вокзал большой, много залов, много буфетов, на полу разбросано штук 10 беляшей (собакам радость!), которые я не заметив нечаянно подфутболил (получилось некрасиво). У одного из буфетов мы перекусили, глянули расписание и отправились немного погулять по городу. В Витебске я, например, был только раз, и то проездом на автобусе. По улице Кирова вышли к Кировскому же мосту, далее к театру и затем через памятник Пушкину по красивым старого вида улочкам вышли к ратуше. Около нее кстати восстанавливают собор, как я понял по подобию в прошлом на этом месте стоявшего, ибо так теперь у нас обычно не строят. Вообще Витебск произвел неплохое впечатление, ну по крайней мере та его часть, которую мы посетили. Спустились к речке Витьбе, далее издалека посмотрели на знаменитый амфитеатр, а рядом с ним увидели первую тяговую подстанцию витебского трамвая (теперь трамваи по проспекту Фрунзе в том месте не ходят). Ну а сам витебский трамвай нам попался у вокзала, и был им КТМ5, несколько более приятного вида, нежели смоленские братья. Так же в центре города было полно троллейбусов, хотя это не основной вид транспорта в городе (всего 7 маршрутов). По Кировскому мосту, тем же, в общем, путем вернулись на вокзал, ну и естественно, прогулялись в сторону депо. Шли в общем наугад, но как оказалось очень правильно. Скоро увидели под товарным 2ТЭ10М-3551, что почти тут же отстыковался, а вот и наш знакомый Д1 отдыхает. Затем мимо путейцев, а после мимо здания явно управленческого назначения (мы предположили, что Женя Громов проходил практику именно там (Это пост ЭЦ станции Витебск. По поводу практики не угадали, она проходила в заднии Витебского отделения БЧ, что на Привокзальной площади - Прим.ред.)) мы вышли к самому депо. Стоят 2М62 и работники депо, мы пошли еще дальше вдоль путей (справа была сортировочная станция, крутилось много ЧМЭ3). На встречу проехал смоленский 3М62У-0054, и потом только мы вышли в довольно тихое и несколько интересное место. Просто там стояли ТЭП70-0551 (уже видели его в Смоленске, то есть он за ночь под ПДСом пришел сюда) и 2М62У-0023. Далее виднелись ТЭП60, возможно даже витебской приписки, но отсутствие времени и довольно большое количество народу остановили нас, мы пошли назад.

Назад пошли через вагонное депо, там на постаменте еще две цистерны стояли. Да, на пути к вокзалу увидели и весовую лабораторию, эдакий вагон с неслабой собственной тарой! Вновь зашли на вокзал, на этот раз как бы пообедали и пошли на посадку. Наш Витебск-Орша отправлением 14.23 был, естественно, ДДБ1 под 2М62У-0261. Заходим в первый вагон, народу немного, в конце вагона сидит женщина с огромной овчаркой, что на всех лаяла (иногда пугая). Окна грязные, но открываются. Отправление без задержек. Едем теперь с другой стороны депо, и по другому мосту через Двину, мимо моста недействующего, попадая на этот раз на ст. Медвёдка. До свидания Витебск!

Немного об Орше...

ДДБ1 вообще создание интересное, вопрос, Демиховский завод вагоны от своих электричек использовал, или это был более менее самостоятельный проект? Так или иначе, что удивляет: огромные тамбура, даже больше чем в Д1(!), туалеты в каждом вагоне (правда работали не все) и... ужасная скорость! Может график такой, но все же по впечатлениям ДРка просто электричка в сравнении с этим! Эти 75-80 км до Орши мы шли более 2-ух часов! Ужасно... На Богушевской, отмечу, удалась небольшая фотосессия из окошка: встречный ДДБ1 и само здание станции в отличном свете и с желтыми листьями. А под Оршу я вновь не выдержал и заснул... опять Андрей будил, уже на оршанских стрелках.

Выходим на перрон, как же много народу тут крутится! Очень активный вокзал в то время был, видимо много пригородных вместе собралось. Времени у нас было совсем не много и мы тут же отправились в депо, благо Андрей его очень хорошо знал. Сначала пошли вдоль цехов, но с дальней стороны, там было очень тихо, так прошли к новому цеху, у которого стояли 2М62-0073 и ТЭП60-0241 витебской приписки. Под солнцем они смотрелись очень симпатично! Назад пошли через самое сердце депо. Там я увидел впервые в жизни такое количество ТЭП70! Но народу в спецовках там было не меньше и мы просто прошли мимо всей этой техники прямо к вокзалу. Да, Андрей с жалостью отметил, что интересующий его 2М62 за сутки куда-то перегнали, возможно в Славное. Еще отмечу, что оршанское депо было самым чистым из всех трех нами посещенных - очень приятно. Ходить можно было не по замасленным тропинкам, а по чистой бетонной дорожке. Даже в минском похуже будет! Еще в Орше понравилась надпись на торце жилого дома "Оршанский железнодорожный узел - восточные ворота Беларуси!". Ничего правда в ней особенного, но почему то понравилась. Да, отмечу, что не удалось позвонить перед приездом в Оршу 2РАСу, так как у Андрея на телефоне села батарея. Ну ничего, Гена, думаю еще обязательно встретимся!

У касс на вокзале огромные очереди, что наталкивали нас на мысли о забитой электричке на Минск (она была скоростной, отправление в 17.37). Тем более ее подали ранее, чем мы были с билетами. Да, мне еще немного повезло, с как раз с этого дня начала действовать льгота на проезд. Наша ЭР9Т-700 подана на 1 путь северной стороны - мы тут же садимся... да она пустая еще совсем! Отлично, занимаем понравившиеся места, до отправления еще минут 25. Я решаю еще пробежаться по перронам - фотографирую электричку, затем перед отправляющимся 25-ым перехожу на 2 платформу. Впереди вижу неплохую композицию - стоят рядом два ДРБ1, ВЛ80С и ДР1П (кажется последний оршанский!). Для более удобного кадра перебегаю через пути, обхожу какую-то будку и делаю кадр по солнцу. Затем вновь через пути и к паровозу П36, который мне до сих пор не удавалось нормально заснять. На этот раз удалось. Возвращаюсь к Андрею в электричку, и он мне сообщает, что в общем-то та будочка была ни чем иным, как опоркой ВОХРовцев! Во я дал! Во что значит неопытность... Андрей сказал, что он бы даже с перрона с опаской снимал! Андрей выходит также прогуляться, а скоро мы и отправляемся.

На Минск

Вот электричка - совсем другое дело! Так как она от Орши до Коханово вообще нигде не останавливается - идем просто замечательно, довольно быстро. За окном Оршанская возвышенность постепенно переходит в Верхнеберезинскую равнину, становится больше лесов... А мне, например даже спать не хотелось. Разговариваем с Андреем, особый прикол - вспоминаем название о.п. где мы ночевали. Это сейчас Лелеквинская очень четко в памяти, а тогда мы минутами сие название вспоминали! На Коханово через открытые двери фотографирую здание вокзала, но жаль накручен не панорамный объектив- все здание не входит в кадр. После Толочина народу становится значительно больше, а после Борисова кое-кто уже даже стоял. Ну и остановок стало больше, теперь мы редко что пропускали. Так путь чуть затянулся, но в целом прошел очень даже ничего, не так уж и утомительно. По пути обсуждали дальнейшие планы, у Андрея, например, на следующих выходных была свадьба, с которой дополнительно планировалась покупка нового фотоаппарата. Решили также, что целей даже вокруг Беларуси предостаточно, и такие города как Брянск, Псков, да и все замечательное львовское направление Украины будет нами когда-либо посещено. Главное действовать, а не сидеть на месте!

А пока мы вышли уже темным вечером на станции Минск Восточный, попрощались, желая друг другу удачи, и направились по домам.

"Отличное путешествие", - думалось мне по дороге в общежитие...

Вашков Андрей

Пока нет комментариев пользователей.
Для размещений комментариев Вам необходимо авторизоваться.