Непонимание между руководством ТЧ-1 и коллективом колонны № 16 привело к противостоянию.


Дата публикации:

Бунт «беспризорников». Непонимание между руководством ТЧ-1 и коллективом колонны № 16 привело к противостоянию.



Отношения работодателя и работника регулируются множеством документов – от Трудового Кодекса до внутренних положений, должностных инструкций и т. д. Но бумага бумагой, а человеческий фактор может порой просто «взорвать» сухие строчки.



Подобный «взрыв» и произошёл на днях в эксплуатационном локомотивном депо Ярославль-Главный. Причём, вряд ли стал он большой неожиданностью, можно сказать, что сдетонировала мина замедленного действия. Проблемы в колонне № 16 копились не один год и, наконец, прорвало. Поводом стало письмо, отправленное в личный блог президента ОАО «РЖД» Владимира Якунина машинистом Михаилом Быковым.



Вот оно (стиль письма сохранён): «Уважаемый Владимир Иванович! Просим Вас оценить обстановку с премиальными выплатами в ТЧ-1 Ярославль-Главный и вмешаться в ситуацию! Пишут Вам машинисты колонны № 16, занятые на прогреве и экипировке тепловозов под депо. Мы уверены, что наша профессия уважаема, престижна и высокооплачиваема. Но только не в нашем депо, начальником которого является Лесников А. С.! Наша заработная плата напрямую и в огромной степени зависит от премиальных выплат, которые составляют до 35% (!), и в случае невыплаты она составит чуть более 18 тыс. руб. в месяц. Учитывая также, что с 2009 года были введены неоплачиваемые обеденные перерывы, получать практически стало нечего (на практике обедов практически нет). А лишают премии по любой, даже не относящейся к безопасности движения причине. Достаточно взглянуть на акты внезапных проверок инструкторов, чтобы понять абсурдность замечаний, адресованных нам, с учётом выполняемой нами работы.



Экономия фонда заработной платы колоссальная, согласен, но кто же о людях будет думать? Количество локомотивов в депо возрастает и почти всегда превышает норму на бригаду экипировки. Возникает также другой вопрос: почему за нарушение в одной смене премия не выплачивается за весь месяц? Подводя итог, просим Вас поспособствовать в уменьшении зависимости заработной платы работников колонны № 16 депо (прогрев и экипировка) от премиальных выплат без материального ущерба для работников; дать возможность принимать пищу в рабочее время при безусловном соблюдении безопасности движения поездов (маневровой работы) и сохранности материальных ценностей; призвать руководящий состав депо к объективности и человечности к сотрудникам. Надеемся на Вашу поддержку, понимание и содействие. С уважением, 16-я колонна ТЧЭ-1».



Это письмо, безусловно, не осталось без внимания. Руководству Северной дирекции тяги было поручено разобраться в ситуации. Начальник депо Александр Лесников дал на него развёрнутый ответ, в котором, в частности, подробно расписано, когда, за какие нарушения и в каком объёме были лишены премии работники колонны в нынешнем году. Но инициаторы обращения требовали личной встречи с руководством депо, чтобы услышать ответы на вопросы. И такая встреча состоялась. Правда, начальник депо на ней не присутствовал (по его словам, он был срочно вызван к руководству дороги). С коллективом встретились замначальника депо по кадрам Наталья Торопова и председатель профсоюзной организации Вячеслав Коробов.



Народ поначалу безмолвствовал. Оппонировали руководству Михаил Быков и его напарник Дмитрий Новиков. Но по прошествии некоторого времени зал, что называется, прорвало. Атмосфера накалялась, разговор пошёл на повышенных тонах. Вопросы и претензии сыпались со всех сторон. И было ясно – проблем выше крыши и одна болезненнее другой. Машинисты колонны говорили, что труд их очень тяжёлый, на прогрев идти желающих мало, оплата явно не соответствует. Объём работы не принимается во внимание – будь то прогрето и заправлено два тепловоза или десять. Тем более нормы на этот счёт не установлены. Машинисты выполняют не свою работу – скажем, проверяют все стрелки, через которые проходят. Когда-то за это существовала надбавка, сейчас её сняли. Бесчисленные проверки и ревизии приводят к тому, что премий в полном объёме они давно не получали. А результат проверок в массе своей назван необоснованными придирками. В подтверждение этого факта был показан недавний акт ревизии, который даже представители руководства депо были вынуждены назвать абсурдным. И ещё. О депремировании работники колонны узнают постфактум, а за что их наказали, им порой бывает не понятно. Внятных же разъяснений они не получают. Было сказано и о том, что с этим и другими вопросами обращались к руководству депо, но не получали ответа.



Было высказано ещё немало претензий и упрёков. Претензии эти можно чётко разделить на те, что вполне разрешимы на уровне депо, и те, которые не в компетенции ни предприятия, ни дороги. Это касается, к примеру, неоплачиваемого обеденного перерыва. Согласно ст. 108 Трудового Кодекса РФ «Перерывы для отдыха и питания», в течение рабочего дня (смены) работнику должен быть предоставлен перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов и не менее 30 минут, который в рабочее время не включается.



Время предоставления перерыва и его продолжительность устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка организации. Так что всё по закону. Прозвучавшие предложения увеличить размер тарифа, а премию, наоборот, сократить, скажем, до десяти процентов или депремировать только в объёме того дня, когда выявлено нарушение, – значит, вносить изменения в трёхуровневую систему премирования, действующую по всей сети согласно Положению, введённому на уровне холдинга в декабре прошлого года и обязательному для всех его предприятий. А это для отдельно взятого депо, согласитесь, нереально.



Однако большинство вопросов можно решить на месте, необходимо просто принять ряд мер, способных разрядить ситуацию. Главное, что, как оказалось, уже на протяжении пяти лет в колонне нет машиниста-инструктора. Временно исполняющие обязанности поработают пару-тройку месяцев и уходят, не успевая вникнуть в суть проблем. И опять коллектив колонны становится, по выражению Вячеслава Коробова, «беспризорниками». А что это значит? С одной стороны, без постоянного руководящего присмотра можно позволить себе расслабиться, где-то схалтурить. С другой – инструктор может и обязан защитить свою команду от необоснованных, поспешных, да что греха таить, порой неграмотных действий проверяющих. Осуществлять контроль над контролёрами. Только-только на колонну назначен новый исполняющий обязанности машиниста-инструктора. Время покажет, насколько эффективна будет его работа, изменится ли ситуация.



Однако есть ещё один момент. Александр Лесников занимает по отношению к колонне жёсткую позицию. Правда, он считает, что ко всем работникам депо относится ровно и непредвзято. По его мнению, в данном случае налицо не объективные причины, а ущемлённые интересы, личные обиды, желание много получать и мало делать. Он говорит, что в целом в колонне невысок уровень профессионального мастерства, да и дисциплина хромает на обе ноги, например, систематически не выполняются распоряжения дежурного по депо. Работа зачастую идёт спустя рукава. Да ещё имеют место случаи хищения дизельного топлива. Совсем недавно одного из работников колонны поймали за этим занятием за руку и немедленно уволили. В качестве обратного примера начальник депо приводит колонну, занимающуюся тем же процессом, только в электротяге. К её коллективу у А. Лесникова претензий нет, и, по его словам, если там возникают проблемы, люди не только сразу обращаются с ними к руководству депо, но и сами предлагают пути разрешения, а не пишут бесконечные жалобы. Кстати, по словам Александра Сергеевича, на все обращения работников 16-й колонны даны письменные ответы. И что касается фонда заработной платы, то он не экономится, а, наоборот, есть значительный перерасход.



– Будут выполнять должностные инструкции и распоряжения дежурного по депо как следует, и всё у них будет в порядке, – заключил начальник депо.



На мой взгляд, ситуация зашла в тупик. Каждая сторона полагает себя правой и не желает уступать. Что же делать? Уволить разгильдяев и непрофессионалов, не желающих и не способных работать, как следует, если вся полнота правды у руководителя депо? Или, наоборот, коли прав автор письма, продолжать писать во все высокие инстанции до тех пор, пока не восторжествует справедливость, какой она ему видится? Полагаю, что и та, и другая крайность деконструктивны. Необходим разумный компромисс, а начаться он должен со сближения позиций и спокойного, без эмоций выслушивания мнений друг друга. Тяжело это обеим сторонам – слишком глубоки корни конфликта. Но уж коли мы начали этот разговор с роли человеческого фактора, им и закончим – всё плохое и хорошее, все проблемы и пути их решения в нас самих.



Владимир Савичев



http://www.gudok.ru/zdr/179/?ID=915140&archive=30697

Новость предложена пользователем: Удалённый пользователь

Пока нет комментариев пользователей.
Для размещений комментариев Вам необходимо авторизоваться.