В Дирекции инфраструктуры изучают, как поднять культурный уровень персонала.
Дата публикации:
Не цифры, а люди. В Дирекции инфраструктуры изучают, как поднять культурный уровень персонала.
Вчера весь мир отметил День охраны труда. В 2015 году его тема: повышение уровня профилактики и культуры в данной сфере. И здесь, как отмечают специалисты дирекции, не всё гладко: нередки случаи пьянства или даже драк.
– Андрей Анатольевич, расскажите о самых вопиющих случаях нарушений за прошлый год.
– Для начала отмечу, что 2014-й год в сравнении с 2013-м характеризуется положительной динамикой как в тяжести случаев, так и в их количестве. Вместе с тем сократилось количество случаев смертельного травматизма на производстве. Но подчёркиваю – именно на производстве. В прошлом году по решению судов мы были вынуждены принять к учёту два случая. К примеру, в Магнитогорской дистанции пути в драке погибает монтёр пути. Событие никак не связано с производством, произошло на почве личной неприязни. Даже дрались они не на рабочем месте, а в здании бытового корпуса, в комнате приёма пищи. Но, несмотря ни на что, Фемида обязала принять случай к учёту, поскольку произошёл он на территории предприятия.
Далее в центре внимания оказалась Усть-Катавская дистанция пути. Бригада возвращалась домой на путейской «вахтовке». Один монтёр, находясь в сильном алкогольном опьянении, решает покурить в приоткрытую дверь. На повороте его выкидывает из кабины, он падает. Видимых повреждений нет, и человека доставляют домой, так как в больницу ехать отказывается. А через неделю он умирает. Здесь, конечно, прослеживаются недоработки со стороны ответственных лиц, тем не менее путеец был нетрезв.
Дела в двух судах мы проиграли. Сегодня юридическая система направлена на помощь человеку и суд зачастую становится на сторону потерпевшего, мол, у него жена и дети. Но и у других работников, которые не пострадали, но будут уволены в связи с нарушениями по этому или подобному инциденту, тоже есть жёны и дети. Пострадавшего никто насильно не заставлял употреблять алкоголь.
– Неужели были похожие случаи и в 2015 году?
– Буквально пару недель назад зафиксирован дичайший случай. Опять же речь идёт о нарушении трудовой дисциплины. В вагонном эксплуатационном депо Оренбург на станции Орск в ходе ссоры один из осмотрщиков-ремонтников начинает избивать коллегу. Он более крупный и одерживает верх. Поверженный соперник не находит ничего лучшего, чем схватить молоток и пробить противнику череп. Оба – в состоянии алкогольного опьянения. По крайней мере, один уже признался. Второй всё отрицает, хотя врачи, обследовавшие его, подтверждают наличие запаха. И какая здесь связь с производством, в чём вина работодателя? Они трудились в дневную смену, дождались, пока мастер и начальник ПТО уйдут домой, и начали выпивать. В итоге у одного разбито лицо и сотрясение мозга, у второго – серьёзная черепно-мозговая травма. Вот отсутствие культуры и дисциплины в чистом виде!
Против ударившего молотком возбуждено уголовное дело по статье 111 УК РФ «Умышленное нанесение тяжких телесных повреждений». По второму пока дело не возбуждено. Хотя известно наверняка: именно он зачинщик драки.
– Эти люди останутся работать дальше?
– Ни в коем случае! Будут уволены и ответственные, а в нашем случае «безответственные» лица, которые никак не повлияли на ситуацию. На расследование выезжали заместитель начальника Дирекции по кадрам и социальным вопросам, а также начальник вагонной службы. Последний настроен очень решительно. Жёсткие выводы сделают как по самим виновникам, так и по руководителям. Однако в рамках расследования несчастного случая мы пока что не имеем права принимать решения до получения от следственных органов официальных документов. Следственные мероприятия продлятся как минимум два месяца.
Вообще я – сторонник европейской и американской практики в подобных случаях. Там страховая система действует чётко: человека после получения травмы лечат, осуществляют все страховые выплаты. Но в случае его грубой вины при выходе на работу после выздоровления ему тут же вручают трудовую книжку и впоследствии дают такую характеристику, что с подобным «волчьим билетом» крайне сложно трудоустроиться.
Хочу особо подчеркнуть: все описанные случаи никоим образом не связаны с технологией, спецификой работы. Дело в отсутствии культуры и должного контроля со стороны руководителей.
– Существует ли универсальный способ борьбы с подобными нарушениями?
– В соответствующем приказе начальника дирекции чётко прописаны действия, которые должен совершать руководитель перед началом рабочего дня. К примеру, у мастера и старшего осмотрщика есть алкотестер. Скрупулёзно отслеживается, в каком состоянии человек приступает к обязанностям. Если есть хоть малейшие подозрения, он проверяется.
Но наши специалисты не имеют права сделать заключительные выводы, поэтому при положительных показаниях прибора сотрудника отстраняют от работы и сопровождают в медицинское учреждение, имеющее лицензию. И уже по результатам специализированного медучреждения делаются выводы. Например, хозяйства автоматики и телемеханики, а также электрификации ввели так называемый «трёхчасовой контроль». Диспетчер каждые три часа связывается с руководителем бригады. Тот докладывает, на каком участке, перегоне и какие именно проводятся работы. Чем больше контроля за исполнителями, тем меньше нарушений.
– Во всех ли подразделениях руководители уделяют вопросам охраны труда должное внимание?
– На уровне аппарата управления уделяется очень большое внимание: наши вопросы находятся на особом контроле у главного инженера дирекции. То же можно сказать и о главных инженерах служб, которые стараются находить всё больше средств на улучшение условий труда, снижение рисков и так далее. Например, в текущем году неплохие программы по повышению уровня пожарной безопасности у энергетиков и вагонников. Активно вопросами промышленной безопасности занимаются и в путевом комплексе.
Не так благополучно обстоят дела в структурных подразделениях. Где-то сказывается отсутствие опыта, но мы стараемся помогать. Вновь назначенных руководителей закрепляем за более опытными начальниками органа управления дирекции. Хорошо налажено обучение в хозяйстве электрификации. Главный инженер организовывает ежеквартальные семинары с практическими показами. К примеру, нескольким бригадам раздаются технологические задачи. Руководители и специалисты по охране труда дистанций электроснабжения наблюдают за работой и выявляют нарушения, которые в данный процесс заложены заранее. Каждый квартал задания меняются. При изменениях в технологических процессах аналогичные мероприятия проводят и путейцы.
– Можно ли полностью избавиться от производственного травматизма?
– Думаю, это, скорее, из области фантастики. Представьте, в нашей дирекции трудятся 20 тысяч человек, а по сети – 360 тысяч. По сути, население города. Но в городе каждый день что-то происходит. У нас может оступиться даже работник бухгалтерии, которому вроде бы и негде травмироваться. Но к снижению количества случаев надо стремиться.
Этим вопросам огромное внимание уделяется и на уровне дороги. Постоянно проводятся совещания и «круглые столы». А обсудить есть что, потому как проблем немало.
Кстати, у нашей дирекции есть принципиальное отличие. Может, где-то у нас не самые лучшие показатели, но мы не скрываем ни одного случая травматизма. Уверены, что рано или поздно факт всё равно станет известен. Недавно у одного из энергетиков зафиксировали ушиб. Казалось бы, зачем раздувать? Но вдруг у человека появились бы какие-то скрытые травмы? Его повезли в больницу, обследовали. С одной стороны, это влияет на статистику. С другой – мы работаем не ради цифр, а ради людей.
Александр Кичигин
http://www.gudok.ru/zdr/178/?ID=1270393&archive=36043
Новость предложена пользователем: Удалённый пользователь