Петр Баскаков: «Масштаб имеет значение».


Дата публикации:

Осенью прошлого года была образована Объединенная транспортно-логистическая компания (ОТЛК), основной целью которой станут перевозки контейнерных грузов по территории трех стран (России, Казахстана и Белоруссии), входящих в Таможенный союз, в том числе на транзитных маршрутах между Европой и Азией. Компания будет предлагать комплексные логистические решения, а также расширять диапазон интегрированных логистических услуг с высокой добавленной стоимостью. Президент ОТЛК, генеральный директор ПАО «ТрансКонтейнер» Петр Баскаков в своем эксклюзивном интервью, первом в новом статусе, рассказывает о целях и задачах созданной структуры.



– Петр Васильевич, на каком этапе развития находится ОТЛК? Закончилось ли формирование денежных и иных активов компании?



– Сейчас в периметре ОТЛК находятся две дочерние компании – «ТрансКонтейнер» и «РЖД Логистика» (РЖДЛ). В январе этого года в уставный фонд ОТЛК был внесен денежный вклад Белорусской железной дороги, в ближайшее время мы ожидаем оплату денежного взноса со стороны АО «НК «КТЖ». Затем, согласно плану, до 2017 года будут внесены оставшиеся профильные активы этих стран: оператор «Казтранссервис» и терминалы Достык и Алтынколь, а также оператор «Белинтертранс» и терминал в Бресте.



Можно сказать, что пока ОТЛК создана больше на бумаге. Идет первоначальный этап становления бизнес-процессов. И непосредственная деятельность начнется тогда, когда новой структуре будут переданы все запланированные ресурсы и будет внедрена единая технология управления.



– В чем будут заключаться особенности структуры и операционной деятельности новой компании?



– Операционная модель позволит исключить внутреннюю конкуренцию, а также возможное дублирование функций всех основных компаний, входящих в структуру ОТЛК. Для этого на рынке Единого экономического пространства (ЕЭП) мы создаем единую транспортно-логистическую платформу, включающую IT-инфраструктуру, систему продаж, управления активами и т. д., в рамках которой будут работать все дочерние компании. Это позволит получить мощный синергетический эффект, полностью исключив дублирование, улучшить эффективность нашей работы, а соответственно, и эффективность работы каждой из входящих в объединенную структуру компаний.



В ОТЛК мы принесем все самые лучшие технологии, разработанные и применяемые в каждой из дочерних компаний. И я уверен, что совместно мы сможем быстро (в течение года) запустить бизнес-процессы в ОТЛК и сделать суперуспешного игрока, поскольку четко знаем, как именно это осуществить. Есть менеджмент, который превратил «ТрансКонтейнер» в развитую и прибыльную компанию, есть грамотный менеджмент в РЖДЛ.



– А за счет каких механизмов планируется достигать формирования стабильного и предсказуемого сквозного тарифа и единой логистической технологии, столь необходимых для эффективной работы созданной компании?



– Успех логистического бизнеса прямо пропорционально зависит от масштаба его деятельности. И чем больше масштаб, чем большее вовлечение активов, тем выше эффективность компании.



В настоящее время большое количество направлений на рынке ЕЭП обслуживают несколько структур, отчасти конкурирующих между собой. Естественно, что в процессе выстраивания логистических схем во многих случаях не избежать порожних пробегов. В частности, сейчас активы в Белоруссии (оператор «Белинтертранс» и терминал в Бресте) работают разрозненно, сами по себе. То же самое и в Казахстане.



Но когда мы объединим все разрозненные активы в одну структуру, функционирующую по единой технологии, то получим больший масштаб деятельности, синергетический эффект, о чем я уже говорил, благодаря ускорению работы всех вовлеченных активов, их лучшей управляемости, возможности снижения непроизводительных расходов (минимизация оборота вагонов, варианты подгрузки на порожних маршрутах), а также увеличению скорости доставки грузов. Кроме того, в этот единый процесс вовлекаются и сами железнодорожные администрации, ранее так или иначе защищающие в основном интересы своих компаний. Теперь же мы можем смотреть на проблемы не в отдельно взятой стране, а совместно анализировать, какое именно направление контейнеропотока следует развивать, какие инвестиции вкладывать, где существуют узкие места. Иными словами, будем вести согласованную политику.



– Планируется ли в перспективе вовлечение в орбиту ОТЛК и других компаний? И, в частности, насколько реальна организация интермодальных перевозок из России и стран СНГ в страны Персидского залива (ОАЭ, Иран) и Индию с учетом меморандума о намерениях по сотрудничеству между АО «ОТЛК», Rais Hassan Saadi Group и Cargo & Logistics Dubai Airports, подписанного в декабре прошлого года?



– Как было сказано выше, с целью улучшения эффективности нашей деятельности и повышения конкурентоспособности мы должны максимально расширять свое присутствие на рынках стран Европы, Азии, Персидского залива и Индии, а также иметь партнеров по всем направлениям перевозок для наших клиентов.



Естественно, у нас есть много развитых маршрутов, например экспортно-импортные перевозки в/из стран АТР, Европы, перевозки внутри стран ЕЭП. Но есть и немного забытые коридоры. В частности, это перевозки из Индии. Сейчас контейнеропоток из этой страны следует через Гамбург, далее – в российские порты или через погранпереходы, а потом – автомобилями по территории России.



В рамках упомянутого меморандума как раз рассматривается возможность организации интермодальных перевозок из России и стран СНГ в страны Персидского залива и Индию. Соглашение позволит обеспечить качество и эффективность логистики мультимодальных перевозок для клиентов и совместно участвовать в реализации проектов промышленных компаний, финансовых и инвестиционных организаций между Российской Федерацией, Объединенными Арабскими Эмиратами, Ираном и Индией.



– Весной 2014 года «ТрансКонтейнер» заявил об интересе к покупке более 50% ZSSK Cargo Intermodal, а также о том, что в случае приобретения актива словацкая «дочка» как оператор может успешно вписаться в проект ОТЛК. Каковы здесь перспективы и какой положительный эффект может принести расширение сотрудничества?



– Безусловно, мы заинтересованы в развитии нашего бизнеса на территории Европы и нам необходим надежный партнер, ведь организация транзитных, а также экспортно-импортных перевозок отнюдь не заканчивается в Бресте, нам нужно довезти эти объемы до конечных потребителей, например, в Гамбург. Поэтому, естественно, либо через партнерство, либо через владение дочерней компанией в Европе мы планируем развивать этот бизнес. Переговорный процесс ведется уже давно, и потребность в приобретении дочерней компании у нас не отпала.



Подытоживая, отмечу, что ОТЛК является одним из немногих реальных бизнес-проектов в рамках интеграционных процессов ЕЭП и единственным направленным на консолидацию инфраструктурных отраслей. Более того, я убежден, что, например, в Европе, в сфере железнодорожных перевозок, логистических компаний, подобных ОТЛК, с таким количеством активов, ресурсов и направлений перевозок, просто не существует.



Полную версию интервью читайте в № 3 журнала «РЖД-Партнер»



Беседовала Виктория Зайцева



http://www.rzd-partner.ru/interviews/interview/petr-baskakov---masshtab-imeet-znachenie/

Новость предложена пользователем: Удалённый пользователь

Пока нет комментариев пользователей.
Для размещений комментариев Вам необходимо авторизоваться.