В настоящее время одна из наиболее горячих точек — город железнодорожников Дебальцево.
Дата публикации:
Уходящий год был особенно тяжелым для Украины, и для железнодорожной отрасли в частности. Наибольшие лишения в связи с развязанными сепаратистами и российскими наемниками боевыми действиями на востоке страны испытали местные труженики стальной магистрали. В настоящее время одна из наиболее горячих точек — город железнодорожников Дебальцево. В преддверии Нового года туда выехали журналисты «Магістралі», чтобы увидеть ситуацию, которая сложилась на этом крупнейшем железнодорожном узле, своими глазами и узнать, как живут и работают сейчас сотрудники отрасли в непростых прифронтовых условиях.
Из-за боевых действий железнодорожное сообщение с Дебальцево прервано. Пути сюда либо взорваны, либо заминированы, либо проходят по оккупированной территории. Учитывая такую блокаду, приходится добираться туда автомобилем от Красного Лимана, ставшего ныне конечной точкой прибытия пассажирского поезда «Лугань». Автодорога до Дебальцево пролегает через шесть блокпостов, понтонную переправу, налаженную вместо разрушенного моста, и еще один поврежденный автомобильный мост. Машины останавливают и проверяют довольно тщательно: паспорта и багажник. Постовые при этом как в военной, так и в милицейской форме, но неизменно с автоматом, и в основном — довольно приветливые. Много времени проверка не занимает, но все равно на дорогу уходит больше, чем в мирное время.
За окном автомобиля минуем возрождающийся Славянск и почти не задетый боевыми действиями Артемовск. Оживленная повседневная жизнь и в Краматорске. Витрины магазинов по-новогоднему украшены и привлекают покупателей скидками, а многие местные жители спешат по делам в общественном транспорте. Однако буквально через несколько десятков километров — в прифронтовом Дебальцево — ситуация совсем иная.
Опаленная земля
До сих пор тут по нескольку раз на день слышны одиночные выстрелы тяжелого оружия и разрывы снарядов. На улицах — много военной техники, прохожих намного меньше, зато выстраиваются длинные очереди за хлебом, так как в местный хлебозавод угодил снаряд.
А еще всех волнует погода. Ведь во многих домах стекла выбиты взрывной волной, а крыши посечены осколками, что делает здания уязвимыми от осадков и мороза. Заделанные на скорую руку полиэтиленом или ДСП окна не спасают. Такая же тяжелая ситуация и на железнодорожных предприятиях.
«Нам остро необходимо 6 тыс. м2 шифера и 7 тыс. м2 стекла. Этих материалов крайне недостаточно», — говорит и. о. начальника Дебальцевской дирекции железнодорожных перевозок Анатолий Горбатенко. Всего же в списке около 30 позиций: рубероид, кирпич, цемент, дерево, облицовочная плитка. Нужны и радиаторы, поскольку из-за морозов на многих предприятиях отопительные системы замерзли и приборы отопления испорчены. Он проводит ежедневные совещания по вопросам, связанным с жизнеобеспечением и восстановлением инфраструктуры. По тем же вопросам ежедекадно проводятся расширенные совещания в Укрзализныце.
Ситуация резко изменилась в 20-х числах июля текущего года, когда сюда сместилась линия фронта и начались массированные артобстрелы. К прискорбию, не обошлось без жертв среди мирного населения. Наиболее жуткий случай произошел совсем недавно — в декабре. Из-за попадания снаряда боевиков под обломками дома была погребена вся семья монтера пути ПМС-9 Василия Племешева: он, его супруга и сын. Организацию похорон взяло на себя предприятие. И другой случай: прямо на рабочем месте во время обеденного перерыва в результате обстрела пострадали трое сотрудников вагонного депо. Одна из работниц при этом получила тяжелые травмы. С ее транспортированием и лечением помогают коллеги-железнодорожники.
ПМС-9 — одно из наиболее пострадавших в плане разрушений инфраструктуры и подвижного состава из железнодорожных дебальцевских подразделений. Как рассказал заместитель начальника предприятия Руслан Дещинский, тут сгорел один из цехов, разрушены 11 классных вагонов, платформы и козловые краны, хоппер-дозаторы, повреждена теплотрасса. На момент нашего приезда в Дебальцево прямо по территории предприятия все еще проходила линия фронта. В часть зданий просто невозможно было попасть из-за наличия мин-растяжек. Поэтому и оценить полный ущерб было затруднительно.
Среди других значительных повреждений железнодорожного узла поражает покореженная и завалившаяся на бок металлическая емкость вместимостью 1 тыс. м3, в которой выгорело свыше 120 т дизельного топлива. Отверстие от прямого попадания снаряда в корпусе выглядит на фоне этого сооружения-гиганта как игольное ушко. Рядом с топливными резервуарами — больше десятка изрешеченных осколками локомотивов: 2ТЭ116, ЧМЭ3 и ВЛ-8. Таким образом, серьезно пострадало имущество локомотивного депо Дебальцево-Пассажирское, еще совсем недавно бывшее одним из передовых на сети железных дорог Украины. «Кому-то в голову взбрело сказать, что война — двигатель прогресса. Но то, что касается, в частности, нашего депо, никоим образом не стыкуется с этим афоризмом», — сетует председатель профкома Евгений Сумароков.
Помимо жилого фонда и производственных зданий, серьезно пострадала местная железнодорожная больница. В ней практически нет стекол в окнах, кое-где сохранились лишь новые стеклопакеты, а отверстия в кровле свели насмарку весь ремонт верхнего этажа, проведенный недавно. Теперь вместо свежей краски на потолке и стенах грязные потеки. Ситуация могла быть и хуже, хорошо, что помогли волонтеры: привезли армированный брезент, однако на всю крышу его не хватило. Упало и перекрытие операционной, в которой на тот момент, по счастливому стечению обстоятельств, никого не было.
Сотрудники больницы за собственные средства закупили материалы — ДСП и полиэтилен, чтобы хоть как-то заделать окна и уберечься от непогоды. Однако такое временное решение не дает возможности обеспечить требуемый температурный режим в палатах. При температуре на улице –4 °С здесь лишь +14 °С. Поэтому пациентов распустили по домам — приходят только на процедуры.
Здание больницы пострадало еще в первые дни обстрелов. Тогда и в последующем его вместительное бомбоубежище стало спасением не только для больных и персонала (в подвале здания можно увидеть таблички с надписями о том, для кого предназначены убежища — пациенты, медперсонал), но и для жителей окрестных домов. То же можно сказать и о других бомбоубежищах железнодорожных предприятий. К чести медиков, надо сказать, что даже несмотря на обстрелы они фактически не прекращали оказывать медпомощь.
С жизнеобеспечением города связана и работа железнодорожных энергетиков, которые обеспечивали электроснабжение, вместе с работниками района электросетей рискуя буквально на каждом шагу.
В противовес блокаде
Несмотря на боевые действия, железнодорожники доказали и продолжают доказывать верность своему делу. К примеру, даже после того, как в вагоноколесные мастерские угодил снаряд, на предприятии не перестали работать. Всего за время боевых действий деповским ремонтом оздоровлены 30 полувагонов, которые удавалось подать в ремонтные цеха с путей депо и станции.
И неудивительно, как только установилось относительное затишье, дебальцевские железнодорожники принялись восстанавливать разрушенные участки путей с тем, чтобы обеспечить возможность долгожданного движения поездов. Одним из первых не побоялся выйти и обследовать состояние контактной сети заместитель начальника ЭЧ-5 Александр Гирчак. Многие рядовые электромонтеры проявили себя геройски, что отмечают даже военные, активно содействующие железнодорожникам в восстановлении разрушенной инфраструктуры. Их помощь заключается в основном в прикрытии и разминировании.
Благодаря общей работе к настоящему времени удалось привести в технологически исправное состояние инфраструктуру на одном из путей по линии Дебальцево—Углегорск—Байрак—Горловка. Таким образом железнодорожники разрешили движение по этому направлению поездов для перевозки грузов, в частности энергетического угля. Для этого в горячем резерве есть тепловозы, ведь часть маршрута пока можно проехать лишь с привлечением теплотяги.
Вопросов, конечно, на узле очень много. Один из наиболее актуальных — обеспечение дизтопливом. Однако работы по восстановлению инфраструктуры активно продолжаются, ведь это основная надежда местных железнодорожников на возращение привычной жизни.
И о «социалке» не забыли...
Стоит отметить, что несмотря на прекращение движения на узле работники исправно получают зарплату. Хоть ее размер и снизился в условиях вынужденного простоя на треть (например, средний уровень зарплаты в локомотивном депо составлял 5,1 тыс., а сейчас стал 3,5 тыс. грн), эти средства — подспорье для людей в такой сложной ситуации. Правда, говорят, что непросто снять деньги с карточки. Первое время приходилось сообща заказывать автобус и ехать в соседний город, а сейчас уже работает банкомат, выплачивают деньги и в отделении «Ощадбанка».
Обеспечить часть работников углем на отопительный сезон удалось в период до лета (выдано более 46 т). Как только начнутся поставки, обещают возобновить выдачу «черного золота» работникам и пенсионерам, как это и предусмотрено колдоговором.
Довольно сложная ситуация с обеспечением спецодеждой и спецобувью. По всем позициям ее выдача работникам не превышает половины (например, ватных курток 29 % от потребности, утепленных сапог — 25, а костюмов «Гудок» — 13 %).
Как отмечает А. Горбатенко, пока удалось сохранить самое главное — многотысячный трудовой коллектив, который готов приступить к работе в полную силу сразу же после возобновления движения.
И. о. начальника Дебальцевской дирекции железнодорожных перевозок Анатолий Горбатенко:
«Ситуация у нас сейчас напряженно-спокойная. Временами слышны взрывы. Однако работники нашего узла, при содействии военнослужащих, по мере сил восстанавливают разрушенные объекты. Очень надеемся на помощь, что нам крайне необходимо, поскольку объемы разрушений значительные. Так, за время боевых действий в Дебальцево пострадали около 1 тыс. жилых зданий, из которых 400 — разрушены полностью. Кроме того, повреждено 40 многоэтажных домов и административные здания».
http://www.magistral-uz.com.ua/articles/prednovogodnie-nadezhdy-prifrontovogo-debalcevo.html
Новость предложена пользователем: Удалённый пользователь