Проекты на новых скоростях.
Дата публикации:
При развитии российско-китайских отношений особое внимание уделяется инфраструктурным проектам, которые должны придать дополнительный стимул евро-азиатской торговле и сотрудничеству. Какую роль в этом процессе играют железные дороги, рассказал генеральный директор Межгосударственной корпорации развития и заместитель председателя национальной части делового совета Шанхайской организации сотрудничества Иван Поляков.
– Иван Викторович, отношения между Россией и Китаем в последнее время стали более многогранными. А какова в этом плане роль железнодорожной составляющей? Насколько вообще, на Ваш взгляд, для Китая важно развивать железнодорожное сообщение?
– Российско-китайские отношения в самом широком смысле находятся на очень высоком уровне. На подъеме сегодня и инвестиционная сфера взаимодействия между Китаем и Россией. Очевидно, что значительный потенциал содержится в развитии совместных инфраструктурных проектов. К приоритетным направлениям сотрудничества в этой области можно отнести, например, идею создания евразийского высокоскоростного транспортного коридора Москва – Пекин, частью которого рассматривается ВСМ Москва – Казань, строительство новых портов и специализированных терминалов на Дальнем Востоке.
Думаю, что не ошибусь в своем предположении, сказав, что в представлении большинства российских граждан китайские железные дороги по-прежнему связаны с Китайско-Восточной железной дорогой, построенной русскими инженерами и китайскими рабочими в конце XIX – начале XX века. Однако за последние 10 лет Китайская Народная Республика добилась впечатляющих успехов в области развития железных дорог и железнодорожного транспорта. Это убедительная демонстрация технического прогресса, того, как растущие естественные потребности в перевозке людей, товаров, грузов способствовали появлению и внедрению новых решений и технологий.
Сейчас железнодорожный транспорт КНР является одной из основных составляющих экономики. Длина железнодорожных путей – 100 тыс. км. Китай по данному показателю занимает второе место в мире, уступая США, но опережая Россию. Пожалуй, создание сети высокоскоростных железных дорог – его самый грандиозный инфраструктурный железнодорожный проект. Эта сеть по своей протяженности – крупнейшая в мире: более 14 тыс. км.
Имеют значение и качественные характеристики. Например, два главных экономических центра КНР, Пекин и Шанхай, связывает новая высокоскоростная трасса с двусторонним движением. Она – самая скоростная в мире. Ежедневный пассажиропоток превышает 220 тыс. человек. На отдельных участках поезда развивают скорость до 350 км/ч, а Шанхайский маглев (поезд на магнитной подушке) – до 432 км/ч. Китай имеет прямое железнодорожное сообщение с Россией, Казахстаном, Монголией, КНДР и Вьетнамом, а через них – со странами СНГ, Балтии и Восточной Европы, а также с Ираном. Соответственно роль сотрудничества России и Китая в области организации железнодорожного движения трудно переоценить. Ведь речь идет о появлении дополнительных возможностей для обмена технологиями.
Безусловно, новое время, новые задачи требуют новых скоростей. И в процессе перехода на высокоскоростные магистрали нам есть чему поучиться у наших соседей. Вместе с тем, например, существует вопрос повышения безопасности, который является принципиально важным для всех видов транспорта, и железнодорожный здесь – не исключение. Повышение безопасности движения поездов напрямую зависит от уровня контроля за состоянием подвижного состава в режиме реального времени и предупреждения аварийных ситуаций.
– А Россия что-то может предложить китайской стороне? Ведь речь идет, насколько я понимаю, о партнерстве двух стран…
– Так и есть. И это хорошо видно по железнодорожным проектам. В частности, сегодня Россия готова предложить принципиально новые высокотехнологичные системы управления железнодорожным движением. Так, компания «Финк Электрик», входящая в состав Межгосударственной корпорации развития, предлагает систему повышения безопасности движения грузового поезда. Эта система представляет собой электронное устройство обработки и передачи данных о состоянии подвижного состава в режиме реального времени и в случае возникновения чрезвычайной ситуации не только оперативно информирует локомотивную бригаду, но и оповещает поезда, следующие в попутном и встречном направлениях. Причем система адаптирована для всех типов грузовых железнодорожных вагонов, эксплуатируемых в России, странах СНГ и Балтии, Пакистане, Индии, не говоря уже о Китае.
Перспективным представляется развитие железнодорожных пограничных переходов между двумя странами, а также их подходной инфраструктуры. Это позволит увеличить пропускную и провозную способность железных дорог, должно способствовать увеличению объемов международных перевозок и, безусловно, позитивно скажется на развитии торгово-экономических отношений между нашими странами.
– А какие основные направления партнерства могут быть в сфере грузовых перевозок?
– Принципиально важным для российских и китайских предпринимателей является вопрос оптимизации условий и технологии контейнерных перевозок. Здесь речь идет, в частности, об организации регулярных графиковых контейнерных поездов, создании конкурентоспособных тарифных условий на железнодорожные перевозки на транзитных маршрутах Китай – Россия – Европа, расширении терминально-складских комплексов на основных маршрутах перевозок.
Развитие железнодорожной составляющей – это не просто вопрос ускорения движения поездов или увеличения провозной способности железных дорог, это решение системных вопросов развития регионов и страны в целом. Стратегическое развитие железных дорог может стать мощным стимулом для укрепления экономики двух стран. Прорабатываются вопросы сооружения стальных магистралей в Сибири и на Дальнем Востоке. Развитие сети может идти по двум направлениям: по горизонтали – связь с Дальним Востоком и, как следствие, со странами Северо-Восточной Азии, по вертикали – соединение Западной Сибири с Ираном, Афганистаном, Пакистаном. В этом смысле железные дороги России могут рассматриваться как основополагающий стержень, позволяющий двум странам укреплять партнерство, осваивать природные богатства РФ, стимулировать создание новых экономических центров, которые могут функционировать в интересах российского и мирового развития.
Беседовал Александр Солнцев
http://www.rzd-partner.ru/interviews/interview/proekty-na-novykh-skorostiakh/
Новость предложена пользователем: Удалённый пользователь