«Мы живем так, словно через год-два РЖД не будет».На железные дороги пришел кризис и начались сокращения.
Дата публикации:
Российские железные дороги — один из самых чутких барометров состояния отечественной экономики. Когда в 2008 году железнодорожники попали под сокращения, страна поняла — вот он, кризис! После сегодняшних откровений сотрудников РЖД в Екатеринбурге в пору воскликнуть тоже самое. Как передает корреспондент Znak.com, на совещании профсоюзных лидеров выяснилось, что руководство РЖД впервые за 10 лет отказалось прописать индексацию зарплат в коллективном договоре, сотрудников тысячами выводят в отпуска без содержания, а «лишние» специальности массово сокращают.
«2014 год проходит на железной дороге в условиях жесткой экономии и ограничения расходов. К сожалению, впервые за 10 лет деятельности ОАО «РЖД» в коллективном договоре не определен размер индексации [заработной платы]», — заявил сегодня председатель первичной профсоюзной организации Екатеринбургской дистанции пути Свердловской железной дороги Сергей Топычканов, выступая на совещании Федерации профсоюзов Свердловской области, проходившей в рамках всемирной акции «За достойный труд».
«Для реализации поставленных РЖД бюджетных параметров поставлена задача оптимизации численности наших работников. В текущем году усилилась тенденция применения сокращенного рабочего дня и отпусков без содержания. Данные меры не сдерживают снижения заработной платы и вызывают только напряженность в трудовых коллективах», — продолжил общественник.
Кроме того, по его словам, для сокращения затрат компания активно переводит персонал в аутсорсинговые компании, где, зачастую не выполняется пакет социальных гарантий, существующий в РЖД. «Профсоюзная организация Свердловской железной дороги выступает против привлечения аутсорсинга для оптимизации численности работников на СвЖД», — подчеркнул Топычканов.
Председатель ФПСО Андрей Ветлужских попросил собравшихся обратить на заявления железнодорожника особое внимание: «В момент кризиса 2008 года нам удавалось заставлять работодателя, когда нет заказов, оформлять простой — это две трети тарифа, в идеале — две трети заработной платы. Потом пошла технология сокращенной рабочей недели и сокращенного рабочего дня. Это более выгодно работодателю. А здесь еще больше — работодатель заставляет брать [отпуск] без содержания. Понятно, какие вызовы стоят перед нами»?
За несколько минут до выступления Топычканова Ветлужских говорил о «дыхании кризиса» и фиксируемых профсоюзами попытках работодателей сократить свои обязательства перед персоналом.
После совещания Топычканов в беседе с корреспондентом Znak.com уточнил, что индексация зарплат в РЖД в этом году все-таки была произведена. 1 октября ее подняли на 2,63%, что ниже реального уровня инфляции (для сравнения, в 2013 году зарплаты в РЖД индексировались дважды: 1 марта — на 1,9%, 1 октября — на 3,8%). Но, действительно, впервые цифра не была указана в коллективном договоре, который составляется и подписывается накануне нового года.
Что касается вывода персонала в отпуска без содержания, то это, по словам собеседника, коснулось «практически всех специальностей»: «И по локомотивщикам, и путейцам, и связистам. По всем». Сколько именно сотрудников СвЖД в этом году вывели в простой таким образом, Топычканов не уточнил. Зато привел несколько примеров вывода персонала за штат РЖД. «У нас на дистанции путей сократили компрессорщиков, это 15 человек. Людей просто выбросили на улицу, а они по 20-30 лет проработали на дороге! Сейчас пришла московская компания и говорят — возьмем вас на работу, платить будем энную сумму, но если заболеете — платить не будем, платно лечитесь. Пользуетесь транспортом? Ради бога, за свой счет! Впереди зима, и как я буду без компрессорщиков? Станция «Шарташ», там поезда через 4-5 минут идут, а кто дуть-то будет?»,— возмущается Топычканов.
По его словам, подобные сокращения прошли не только в путевом хозяйстве — по всей железной дороге. «Как можно оптимизировать личный состав, не меняя технологии выполняемых работ? Если рельс 12,5 метров положено восьми человекам менять, то его и должны восемь менять, а не шесть или четыре. Нас подводят к тому, что мы должны нарушать технологию работ. Допустим прошел поливочный поезд, по уборке гербицидов — отраву вылил, трава там года два не растет. Наши экономисты говорят: она же не будет расти? И сокращают численность [персонала, обслуживающего поливочный поезд] сразу! Как-будто мы живем одним днем и через год-два РЖД не будет», — удивляется профорг.
Анатолий Гаращенко уверен, что скоро все вернется на круги своя. Редкий профсоюзный лидер может похвастать таким оптимизмом
Вместо Топычканова сегодня эти тезисы должен был озвучивать руководитель ячейки Роспрофжела на СвЖД Анатолий Гаращенко. Он в зале появился, но к микрофону не пошел. Тем не менее, в беседе с корреспондентом Znak.com Гаращенко уточнил, что на режим неполного рабочего дня и в отпуске без содержания в этом году было выведено порядка 2 тыс. сотрудников СвЖД (вместе с персоналом дочерних компаний на полигоне магистрали трудиться 90 тыс. железнодорожников). «Это коснулось в первую очередь вагонников», — добавил Гаращенко. Сокращения компрессорщиков он тоже не стал отрицать. Оказалось, что всего по дороге было уволено 300 таких специалистов. «Работа сезонная, но думаю, что пройдет какое-то время, и мы их вернем обратно. Этих людей в перспективе мы сможем использовать на других видах работ», — выразил надежду Гаращенко.
Лидер профсоюзной ячейки на СвЖД подчеркнул, что сложившаяся ситуация «повсеместна на РЖД» — на каких-то дорогах «она сложнее, на каких-то — проще». С его слов, это связано с неопределенной ситуацией по вопросу о субсидиях для РЖД из госбюджета и индексации тарифов на железнодорожные перевозки.
Ранее президент РЖД Владимир Якунин написал письмо премьер-министру России Дмитрию Медведеву, в котором заявил, что для обеспечения финансовой устойчивости монополии необходима индексация тарифа в 2015 году на 10% и госпомощь в размере 45 млрд рублей. «На таких условиях компания ожидала получить по итогам 2015 года прибыль в размере 0,2 млрд рублей и профинансировать инвестиционную программу на 391,6 млрд рублей»,— писал Якунин.
Министр экономического развития РФ Алексей Улюкаев настаивал на субсидии в 10-15 млрд рублей и индексации тарифов в пределах 7,2%. Он мотивировал это тем, что более высокие тарифы на перевозки делают неконкурентной продукцию российских предприятий, пользующихся для ее транспортировки услугами РЖД. В итоге несколько недель назад стало известно, что утвержден компромиссный вариант — РЖД в 2015 году получат госсубсидию в размере 30 млрд рублей, перевозочный тариф прибавит 10%.
«Сейчас ситуация нормализована, компания долги свои вернула только с 1 октября. С 1 октября произведена индексация на 2,63%. С 2015 года индексация будет два раза в год — в марте и октябре, то есть упреждающая», — обещает Гаращенко.
О происходящем на СвЖД после совещания с активом ФПСО планировалось заявить еще и на митинге, который проходил сегодня в рамках всемирной акции «За достойный труд» на Площади труда. Гаращенко и Топычканов там появились, но выступать не стали.
Аналогичные митинги проходили в Челябинске и Кургане, где работает другой филиал РЖД — Южноуральская железная дорога (ЮУЖД). Как рассказала специалист по информационной работе Дорпрофжела на ЮУЖД Яна Соколова, в Челябинской области железнодорожники также приняли участие в митингах, но не выступали. Вместе с тем, Соколова признала, что поднятая свердловчанами тема сокращенных рабочих недель и индексации зарплаты актуальна и для железнодорожников Южного Урала. Она также рассказала, что сейчас на сайте Российских общественных инициатив идет сбор подписей под предложением, которое выдвинул Роспрофжел — за принятие закона об обязательной индексации заработной платы на железнодорожном транспорте не ниже уровня инфляции и не менее одного раза в год.
Что будет происходить в компании в 2015 году, уральские железнодорожники предсказывать не берутся. «Этот год оказался не самым простым для железнодорожной отрасли, следующий, скорее всего, будет не легче, — предрек 1 октября в своем «Живом журнале» президент РЖД Владимир Якунин, поздравляя коллег с 11-летием компании. — Транспортная система не может развиваться сама по себе, ей нужна загрузка, но раз промышленность меньше производит, то и объем транспортировки падает».
http://znak.com/moscow/articles/07-10-18-35/103051.html
Новость предложена пользователем: Удалённый пользователь