Ледяная «пляска» для энергетиков. Новости с Одесской железной дороги.


Дата публикации:

Алёна Плотникова



В то время, когда в Киев пришли двадцатиградусные морозы и солнечные дни, другие регионы Украины буквально засыпало снегом. Особенно не повезло приморским районам, таким как Крым и Одесса, где из-за повышенной влажности вместе со снегом и ветром пришло обледенение.



Железнодорожники уверяют, что не помнят такой погоды еще с начала тысячелетия. Ведь льдом покрылись не только тротуары и перроны, но буквально все вокруг — начиная от проводов контактной сети, заканчивая ветвями деревьев. Особенно пострадали энергетики: на их плечи свалилась не только уйма работы по восстановлению порванных на ветру элементов контактной сети, но и повышенная ответственность за обеспечение движения поездов. Как энергетики справляются со своими обязанностями, мы решили посмотреть, отправившись в самый проблемный погодный регион — Одессу.



Одесский каток



Традиционно солнечная и теплая Одесса на этот раз встретила нас недоброжелательно — порывистым ветром и сильным снегопадом. На дорогу, а она обычно не занимала и 3 мин, у нас ушло более 10 мин. Мы шли в прямом смысле слова на автопилоте, едва различая силуэты в радиусе метра. Невозможно было представить, что в таких условиях кому-то приходится работать на высоте.



С горем пополам, промокшие и замерзшие, дошли до Управления Одесской железной дороги, которое, к счастью, находится недалеко от вокзала. Нас встретил начальник службы электроснабжения Андрей Сажин.



Такая погода держится в Одесском регионе еще с 20 января, — рассказал Андрей Георгиевич. — В самом начале все было очень серьезно — отключались тяговые подстанции, сильный ветер до 27 м/с и гололед обрывали провода, без света оставались целые поселки и города. Обледенение контактной сети достигало местами до 10 см. На некоторых участках дороги приходилось даже переходить на тепловозную тягу. Мы командировали в Одессу энергетиков из соседних дистанций, которые по сей день работают в усиленном, практически круглосуточном режиме. Благодаря этому на данный момент, несмотря на плохую погоду, нам все же удалось стабилизировать ситуацию и обеспечить движение поездов. Правда, остались участки, как, например, станции Черноморская—Береговая, где до сих пор ситуация остается критической.



Честно говоря, трудно было поверить, что в таких условиях можно работать, да еще и в зоне высокого напряжения. Однако Андрей Георгиевич пообещал показать нам все «вживую». К сожалению, на станцию Черноморскую или Береговую проехать было просто невозможно, поскольку дорога через заснеженные и разбитые дороги, по прогнозам железнодорожников, заняла бы у нас очень много времени. Но нас заверили, что расстраиваться не стоит, так как и в окрестностях Одессы работы для энергетиков хватает. Только в одном Коминтерновском районе из 10 фидеров (каждый фидер тяговой подстанции питает свой участок контактной сети), отходящих от трех тяговых подстанций, работают лишь пять! Железнодорожникам же пока некогда об этом думать, поскольку основная их задача — обеспечить движение на главном ходу и на наиболее стратегически важных участках дороги, выходящих на порты.



Начало испытаний



Перед выездом на линию мы зашли в энергодиспетчерскую Одесской дистанции электроснабжения. В центре небольшой комнаты по кругу расположилось множество экранов, на которых отображались разнообразные графики — модели железнодорожных линий. Именно здесь происходит координация и управление всеми бригадами, которые задействованы на линиях.



— Бригады направляются, в первую очередь, на те участки, где происходят задержки поездов, — поясняет энергодиспетчер Ирина Полянская. — Каждое перемещение железнодорожников отображается на экране, а в случае форс-мажора у нас всегда есть возможность обратиться к руководству за советом. К примеру, только за последнюю неделю по службе электроснабжения случилось 24 происшествия вместо обычных двух—трех.



Именно в энергодиспетчерской мы узнали, что для энергетиков открыли «окно» недалеко от станции Одесса-Пересыпь. Не теряя времени, мы поспешили в «поле», чтобы на собственном опыте испытать, каково работать в условиях повышенной опасности. До места назначения было не более 10 км, но мы ехали около часа, ведь дороги в Одессе превратились в месиво из снега и грязи. По сути, и дорог никаких уже не было — одни тропинки, как в лесу.



brigada.JPGУ путей нас встретил начальник района контактной сети станции Одесса-Сортировочная Геннадий Бондаренко, который возглавлял аварийную бригаду. Оказалось, что железнодорожники уже прибыли на место и готовятся к началу работ. Но до места локации надо было идти по снегу еще хороших полкилометра. Только представьте, на улице температура –15 °С. Снега за несколько часов насыпало почти по колено. Причем свежий слой белого «пуха» накрыл уже залежавшийся, покрытый ледяной коркой пласт. С каждым шагом проваливались в снег на всю длину сапога, но и это еще не все: из-за вьюги и метели вокруг ничего не было видно, так что приходилось ориентироваться по голосу впереди идущего.



Час длительностью в сутки



Когда мы подошли к месту назначения, подготовительные работы шли полным ходом. Дело в том, что ночью сгорели предохранители на разъединителе линии ДПР. Их нужно было очистить от льда и заменить, ведь с помощью переключения этого устройства производятся ремонтные работы на тяговой подстанции.



Как рассказал нам начальник бригады Геннадий Бондаренко, перед началом работы проводится обязательный инструктаж, но самое главное — наличие теплой одежды и чередование смен, чтобы каждые 2 ч энергетики могли отогреться в дрезине. 
У них нет такого понятия, как плохая погода, поскольку они работают, как мчсники — нужно — значит нужно.



И действительно, не прошло и 5 мин, как электромонтеры начали заземлять контактную сеть, накидывая огромные крюки в петлю. Только представьте, что предохранители находятся сверху большой «коробки» — разъединителя, на высоте 5 м, а для того, чтобы туда добраться, необходимо подыматься по обычной, приставленной к столбу лестнице. Лишь после того, как удалось заземлить провода и снять напряжение, железнодорожники начали забираться наверх. Казалось, что сложного в том, чтобы залезть на пятиметровую высоту по закрепленной внизу лестнице? Ничего, но только не в условиях, когда все вокруг, включая столбы, веревки, провода, даже саму лестницу, в считанные минуты покрывается ледяной коркой. И при этом на энергетиках — тяжелый многослойный костюм.



Тем не менее, опытный энергетик таки забрался на верхнюю ступеньку. Но едва все вздохнули с облегчением, как очередной порыв ветра качнул ненадежную конструкцию — и железнодорожник сорвался, правда, в последний момент успел ухватиться за железную балку. По невозмутимой реакции окружающих можно было понять, что такое с железнодорожниками случается нередко.



— То, что мы сейчас делаем, — цветочки, — поделился с нами во время перерыва электромонтер Александр Пастух. — Когда 20 января началось массовое обмерзание и гололед, люди работали почти круглосуточно. На линии находилось до 60 чел., 11 автомотрис, а бригады составляли не шесть, а 11 энергетиков. Да и условия для работы тогда были действительно экстремальные — порывы ветра достигали 30 м/с, на контактной сети — куски льда по всей длине перегонов. Ночью работать вообще было невозможно. Случалось, что мы не вкладывались в «окно», приходилось ждать улучшения погодных условий.



За время нашего разговора с Александром железнодорожники успешно забрались на разъединитель, закрепились там с помощью троса (на языке энергетиков — «закарабиниться») и приступили к отбивке льда, что тоже было делать непросто. Им приходилось орудовать небольшим гаечным ключом в огромных рукавицах, так что этот процесс занял не одну минуту. Напомню, все работы выполнялись на шквальном ветру и сильном морозе.



Благодаря упорству и четким указаниям коллег снизу, энергетик в течение часа завершил работу. За это время, которое нам показалось вечностью, мы поняли, что изрядно переоценили согревательные качества нашей одежды и замерзли так, что не чувствовали ни рук, ни ног, ни даже кончика носа. Поэтому с невероятным облегчением приняли приглашение проехаться в автомотрисе вместе с бригадой на следующий объект.



Ледовый танец



Из окна автомотрисы Геннадий Бондаренко указал нам на обледеневшие элементы контактной сети, несущий трос и даже столбы по краям пути. Все было видно, как на ладони: медные тросы отягощали килограммы замерзшей воды, а разыгравшийся ветер раскачивал провода до такой степени, что амплитуда колебаний доходила до 3 м. Как для стороннего наблюдателя это было довольно красивое зрелище, которое редко увидишь, — объемные метаморфозы посеребренных лент. Но последствия такой «пляски» — порванные провода, отсутствие света в населенных пунктах на протяжении многих месяцев, перебои в движении поездов — полностью лишали иллюзий.



— Изначально мы боремся с обледенением, задействуя тепловозы и электровозы, оборудованные вибробарабанами и вибропантографами, — рассказывает Геннадий Бондаренко. — К сожалению, с помощью этих устройств возможно сбить лед только с проводов контактной сети, а линии ДПР и 10кВ, а также лед на компенсирующих устройствах контактной сети нужно приводить в порядок вручную.



palka.JPGПока мы высаживались из автомотрисы, чтобы понаблюдать за работой железнодорожников, двое из них уже вернулись из соседней посадки с двумя большими палками. Оказалось, что несущий трос оббивают еще старым дедовским методом — обычной деревянной палкой. Причем никаких заготовок делать нельзя — деревянные палки рассыхаются, а бамбуковые или каучуковые просто не выдерживают. В этот момент мы по-настоящему осознали масштабы проделанной и будущей работы. Во-первых, каждый раз доставать саму палку стоит немалых усилий, ведь все деревья, кусты, растения неподвижно замерли под толстым покровом льда. Во-вторых, когда бьешь палкой, стоя на небольшой площадке крана автомотрисы, по неровно болтающимся проводам, она все время соскальзывает. А вместе с палкой на головы энергетиков летят заострившиеся куски льда. Так что иногда для освобождения проводов от льда всего на одном перегоне иногда уходит целый день.



Еще хуже дело обстоит с линиями 10кВ, где для оббивки гололеда палками нужно подгонять машину и ставить вышку на автоходу. Но об этом, пока не очищены линии ДПР и контактная сеть, позволяющие обеспечить перевозочный процесс, никто не думает. К тому же, неизвестно, какие сюрпризы принесет погода завтра…



http://magistral-uz.com.ua/articles/ledjanaja-pljaska-dlja-jenergetikov.html

Новость предложена пользователем: Удалённый пользователь

Пока нет комментариев пользователей.
Для размещений комментариев Вам необходимо авторизоваться.