На Приволжской железной дороге есть всего два перегона, на которых можно увидеть работу так называемых «толкачей», – это Сухой Карбулак – Елховка и Багаевка – Буркин.
Дата публикации:
До Буркина подвезти? На некоторых перегонах Приволжской поездам требуется «толкач».
На Приволжской железной дороге есть всего два перегона, на которых можно увидеть работу так называемых «толкачей», – это Сухой Карбулак – Елховка и Багаевка – Буркин. На одном из них удалось побывать корреспонденту дорожной газеты.
В «голове» грузового состава на станции Багаевка стоит двухсекционный электровоз серии ВЛ80. Такой же локомотив только что прицепился к последнему вагону. Между двумя машинами, словно канат, протянуто 57 цистерн с топливом, и можно подумать, что сейчас начнётся перетягивание многотонных вагонов в разные стороны, а ценный груз достанется тому, кто окажется мощнее...
Но моё разыгравшееся воображение в этот момент останавливает машинист вновь прибывшего локомотива Михаил Сосульников.
– Мы прицепляемся сзади не для того, чтобы увезти состав в другую сторону, а для того, чтобы помочь головному локомотиву затащить тяжёлые вагоны в горку до следующей станции, – объясняет машинист. – Перегон Багаевка – Буркин – это один из двух участков Приволжской железной дороги, на котором из-за крутого подъёма составы приходится подталкивать.
– А меня до станции Буркин не подвезёте? – спрашиваю я у машиниста, предварительно получив разрешение на проезд у руководства эксплуатационного локомотивного депо Саратов-Пассажирское.
После того как я показал своё удостоверение, поднеся его поближе к кабине электровоза, оттуда донеслось:
– Давайте залезайте!
Обладателем голоса оказался помощник машиниста Максим Данькин, в руках которого был молоток.
– Пока локомотив стоит без дела, я хожу с молоточком и осматриваю его ходовую часть, – объяснил Максим. – Сидеть просто так нам не положено по регламенту.
– А если спать захочется? – поинтересовался я.
– Мы не спим ни при каких обстоятельствах, а то можно таких дел натворить! – заявил Максим.
В среднем за одну 12-часовую смену локомотивной бригаде приходится толкать от Багаевки до Буркина по семь составов. Путь туда и обратно у них занимает чуть больше получаса. В общей сложности толкать составы за одну рабочую смену приходится не более четырёх часов. В оставшееся время локомотивная бригада занимается визуальным осмотром ходовой части своего электровоза и находится «в режиме ожидания» следующих поездов... Но это днём! Ночью тяжеловесных поездов, нуждающихся в дополнительном локомотиве, бывает, как правило, больше.
Пока я захожу в кабину машиниста, мимо нас по соседнему пути проезжает пассажирский поезд. Оказалось, что далеко не все поезда, следующие до станции Буркин, пользуются услугами «толкача».
– Мы толкаем только те пассажирские поезда, в составе которых более 17 вагонов. В таких случаях наш локомотив прицепляется к «голове» состава, – поясняет Сосульников. – Если грузовой состав порожний и весит менее 4300 тонн, то «толкач» также находится спереди. Во всех остальных случаях мы цепляемся за последний вагон.
Основная трудность для всех машинистов при работе на этом перегоне, особенно в дождливое и морозное время года, – буксование колёсных пар. Летом, когда сухо, это не так заметно, а в другие месяцы для лучшего сцепления на рельсы приходится подсыпать песка. Самое главное, чтобы поезд всегда находился в натянутом состоянии и «не порвался» при этом. Поэтому неудивительно, что работа на этом участке пути требует от локомотивных бригад особых навыков. Перед тем как сесть за «толкач», все машинисты сдают соответствующие экзамены на тренажёрах в депо. На виртуальном перегоне Багаевка – Буркин имитируются любые погодные условия, для того чтобы в реальности машинисты были готовы ко всему.
К счастью, сегодня всё обошлось. Погода, как на заказ, сухая и солнечная. Но тем не менее проехать восемь километров в горку до станции Буркин и вернуться назад – задача не из лёгких.
– Этот участок с непростым профилем пути – уклон 18 тысячных в сторону станции Багаевка. «Толкачи», работающие на этом перегоне, должны быть в идеальном техническом состоянии. Если на таком спуске, не дай бог, откажут тормоза, то последствия могут быть серьёзными. Ответственность здесь очень большая! – присоединяется к нашему разговору Максим.
Он занял своё место в кабине электровоза сразу после того, как проверил исправность и надёжность автосцепки нашего локомотива и последнего вагона грузового состава. Замечаний нет, а значит, можно начинать движение. Дежурный согласно регламенту подаёт команду, и мы... поехали!
На перегоне Багаевка – Буркин сегодня существует ограничение по скорости – 60 километров в час. Пока мы едем в горку, стрелка скоростемера едва переваливает за отметку 40. С такой скоростью, спустя 17 минут после отправления, мы доехали до пункта назначения. На станции Буркин состав не останавливается, поэтому наш электровоз отцепляется от него на ходу. В этот момент по рации слышится голос машиниста головного локомотива:
– Спасибо за помощь!
На что по сложившейся доброй традиции машинист «толкача» отвечает:
– Удачи в пути!
Пока все мы провожаем взглядом удаляющийся состав, наш электровоз постепенно начинает останавливаться. Машинисты переходят в противоположную секцию, и мы, не теряя времени, начинаем двигаться обратно. Кто знает, возможно, в эту минуту на станцию Багаевка прибывает очередной многотонный состав, который точно так же нужно подтолкнуть до станции Буркин.
Алексей Шмалей
http://www.gudok.ru/zdr/174/?ID=970386&archive=31068
Новость предложена пользователем: Удалённый пользователь