Вместо электричек испанская грусть
Дата публикации:
За 6 минут до полуночи 2 октября 2012 года государственное акционерное общество Pasazieru vilciens (PV) приняло решение отказаться от подписания договора с испанской компанией Construcciones y Auxiliares de Ferrocariles S.A. (CAF) на поставку в Латвию 41 современного пассажирского поезда. Чуть позже подписывать де юре стало нечего: с 3 октября проект договора превратился в пачку бумаг - и, возможно, в ключевой документ в судебном иске испанцев против Латвии или PV. Должностных лиц, ответственных за это, руководство перевозчика на прошедшей вчера пресс-конференции не назвало. В качестве следующего победителя закупочного тендера называют швейцарскую компанию Stadler Rail AG с сильным лобби в латвийских коридорах власти.
История с закупками у CAF модернизированного подвижного состава может лечь в основу сценария пьесы абсурда. С актерами в виде латвийских политиков, действующего премьер-министра, Бюро по надзору за закупками и членов правления PV с их небольшими, но яркими ролями. Вчера на пресс-конференции председатель правления компании-перевозчика Артис Брикманис заявил, что переговоры с испанским производителем были затянуты до красной линии, за которой вышли все сроки двухстороннего подписания договора. Как-то театрально, правда?
Акт первый: в коридорах кабмина
Итого: поездов CAF в Латвии мы не увидим уже никогда. Подрядчик испанцев (первые поезда с колесной парой 1520 мм могли поступить в Латвию уже сейчас, а латвийские вагонщики после стажировки на заводах CAF собирали бы вагоны в Риге) Рижский вагоностроительный завод (RVR), потерял возможность возрождения производства и планирует ставить завод под своей вывеской за пределами Латвии.
Проект договора «Модернизация системы рижского пригородного ж/д пассажирского сообщения и обновление подвижного состава дизельных поездов», к слову, был подписан 2 апреля текущего года бывшим главой PV Нилом Фрейвалдсом, в мае смещенным с поста. Согласно условиям уже канувшего в Лету проекта, расходы на покупку 34 электро- и 7 дизельных поездов составляли 144 млн латов, из которых 100 млн латов предоставлял фонд выравнивания ЕС и всего 44 млн латов составляла доля PV. Согласно соглашению PV и CAF расходы также включали не только закупку подвижных составов, но и затраты на их обслуживание и модернизацию в течение 30 лет. Общая сумма составляла 610,8 млн евро.
Условия договора признаны правительством классифицированной, то есть непубличной, информацией: так начался 6-месячный спектакль абсурда. В первом его акте проект договора анализировали в Кабинете министров, в министерствах сообщения, финансов и экономики. Придя к выводу, что в данном виде он ущербен (держа в секрете, в чем же ущербность техническая, финансовая?) для бюджета Латвии.
Акт второй: красные пятна везде
«Мы предложили CAF поправки к условиям поставок и обслуживания, они отказались. Они защищают интересы своих акционеров, мы своих», сказал трижды экс-министр, член правления PV Айгарс Штокенбергс. Показывая издали журналистам распечатку секретных бумаг, раскрашенную в яркую светофорную гамму (красный цвет выделял те пять пунктов в договоре, что закупщик хотел изменить, зеленый - то, что всех устраивало). Три листа бумаги формата А4 оказались почти сплошь красными, над чем работали ровно полгода.
Торг об уступках со стороны испанского производителя длился шесть месяцев (испанцы говорят, что дискуссий с латвийским заказчиком не было, Штокенбергс утверждает обратное) и завершился ничем за несколько минут до дедлайна.
Поезда нового поколения Латвии с каждым годом все более нужны: парк, состоящий из 248 вагонов производства советской рижской «вагонки», за минувшие два с лишним десятилетия износился физически и технически устарел.
«В 2020 году после ремонта мы сможем эксплуатировать из 164 вагонов электропоездов лишь 72, а из 74 дизельных вагонов после капремонта можно будет использовать лишь 21», нарисовал для СМИ картины грядущего апокалипсиса в сфере ж/д перевозок член правления Анри Бренцанс. В свою очередь его коллега Штокенбергс заявил, что буквально сразу после пресс-конференции правительство Валдиса Домбровскиса ознакомится с возможными последствиями отказа от контракта с испанцами. А уже на следующей неделе начнет готовиться к новому конкурсу «на взвешенных, продуманных и не несущих ущерба для Латвии условиях».
Акт третий: швейцарское лобби
Впрочем, по словам экс-министра, альтернативных поставщиков он начал искать еще тогда, когда велись переговоры с испанской компанией об изменении невыгодных пяти пунктов в проекте. Руководство предприятия 20 сентября вернулось из Берлина, где мониторило информацию о возможных новых участниках открытого конкурса: это более пяти мировых концернов-производителей, включая Siemens, Hyundai, Bombardier, Stadler и др.
Швейцарская компания Stadler уже делает электропоезда для Эстонской железной дороги, а также подписала договор с президентом Беларуси Александром Лукашенко о строительстве белорусского завода подвижных составов с «русским» просветом колеи 1520 мм, используемой на всем постсоветском пространстве. Эта компания пыталась войти на рынок Латвии, участвуя в конкурсе, в котором формально победил испанский холдинг.
Несколько лет назад в СМИ была информация, что за взятки, исчисляемые сотнями тысяч латов, политики из правящей партии «Единство» лоббируют интересы Stadler как монополиста поездов близкого латвийского будущего. Никто, правда, не был преследуем, и дело забылось. Но факт, что абсолютно подконтрольные правительству Домбровскиса (который также выступал против заключения контракта с испанцами) нынешние топ-менеджеры PV за шесть месяцев не смогли или не захотели достичь соглашения с CAF, затягивая сроки до последнего, говорит в пользу этой версии.
По словам менеджеров PV, «новый конкурс это план, ставший теперь уже планом А». Основным критерием конкурса станет на этот раз нижняя цена предложения, а новые поезда встанут на рельсы до конца 2015 года. Директор Института национальных ресурсов Латвии Сергей Анцупов считает, что это реально, но в то же время события вокруг поставок подвижных составов в последние три года выглядят как очередной распил финансов.
Занавес?
«Если бы CAF начал поставлять поезда в Латвию и делать 64% работ на рижском заводе RVR, это открыло бы нашей республике отличные перспективы экспорта в Россию (где устаревший парк от Калининграда до Владивостока на 60% состоит из рижских электричек и на 84% из дизельных поездов, собранных в столице ЛССР), говорит Анцупов. С 2% доли новых рижских поездов в России Латвии удалось бы наполовину сократить дисбаланс между импортом и экспортом. Увы, договор затянули на уровне правительства - и теперь у Stadler снова открыты новые горизонты для экспансии на местном рынке.
Почему я уверен, что конкурс на поставку новых поездов в Латвию выиграет Stadler? Это единственный производитель подвижных составов, сертифицированный центром BSC в Латвии, а такой процесс сертификации занимает семь месяцев. Увы, этот производитель не станет делать вагоны в Риге, а будет их импортировать у него стоят свои заводы в Польше, Венгрии, а новый завод в Белоруссии строится с расчетом на производство вагонов, рассчитанных на колею 1520 и на экспорт в Россию. Еврокомиссии все равно, какой проект поддерживать, и 100 млн латов еврофинансирования под эти поставки перевозчик в итоге получит. Все это выглядит достаточно неприятно: засекреченный договор с CAF, нарочно затянутые переговоры, отказ от подписания за шесть минут до конца срока...»
http://www.chas-daily.com/win/2012/10/04/l_023.html?r=31
Новость предложена пользователем: Громов Евгений