В Брестском музее железнодорожной техники паровозы и тепловозы режут на металлолом?


Дата публикации:

С начала сентября интернет-СМИ забили тревогу: "паровозы из Брестского музея железнодорожной техники режут на металлолом". На тематических форумах пользователи приводят конкретные номера локомотивов, которые якобы отправили под нож. TUT.BY попытался разобраться в непростой ситуации.

Еще в конце июня на специализированных интернет-форумах пользователь из Волгограда Manchteyn_tm оставил такое сообщение:

"Обращаюсь к историкам и любителям железной дороги. Давно хотел бы спросить любителей из Беларуси и представителей МЖТ в г. Брест. Почему у Вас идет уничтожение музейной коллекции? Почему уникальную технику планомерно уничтожают? План по чермету? Это же не отстойник, а музей. Почему нигде об этом не говорится и не пишется, молчание и тишина? Чем это вызвано? Почему директор музея и ветераны и пр., этому попустительствуют? За что? Уничтожили/уничтожат этих стариков? С 1 июля будут резать ТЭ-335 выпуска 1943 года! Разрезаны: ТЭ №3201, ТЭ №1700, ТЭП60-0121 и 2ТЭП60!!!! снегоочиститель ЦУМЗ, 4-осный деревянный хоппер. Мало? На очереди дореволюционные пассажирские вагоны… Это кого-то вобще волнует? Этот музей нужен белорусским любителям? Почему это допускают?"


В начале сентября последовало продолжение от других форумчан:

"Слушай, тут до меня дошли слухи, что чуть ли не весь ПС из Брестского музея (22 паровоза, 13 тепловозов, 2 крана паровых и 8 вагонов) на гвозди пустить собираются… Знаешь что об этом? Мне рассказал отец, а ему сказал инженер депо Брест-Восточный и приложил списочек ПС подлежащего к порезке. Там и обе Победы (0050, 0064), почти все "немцы" и тепловозы почти все, которые на экспозиции. Депо Брест на год дают план по металлолому в 1000 тонн. Откуда взять столько? Выход один - резать фонды музея, что и имеет место".

"А вообще-то под депо в Бресте-Восточном стоит длинная вереница грузовых и пассажирских вагонов, выкинутых из музея. Там есть и 2-осники и 4-осники. Гарантии в их сохранности нет никакой". "Я там был в мае, и даже не заметил, что музею плохо. Впрочем, 2ТЭП60 там не было. Зато ТЭшек пять штук, в том числе на западной колее".


Из разрозненных сообщений в разных источниках мы составили примерный список того, что уже порезано на металл или должно быть порезано в ближайшее время:

Паровозы: ТЭ-335 (ТЭ обозначает "Трофейный, идентичный по характеристикам паровозу серии Э"), ТЭ-1700 (французской постройки – единственный из сохранившихся), ТЭ-3201 (по некоторым данным, у него был оригинальный тендер 2'2'Т26, который сконструировали для немецких паровозов BR23 и BR50), П36-0050, П36-0064 (паровозы П36 иногда ошибочно называют "Победа", хотя это имя носили паровозы серии Л и П, а П36 называли "генералом" за красную полосу-"лампас" вдоль борта).
Тепловозы: ТЭП60-0121 (с высокой шахтой "холодильника"), 2ТЭП60-0017 (предпоследняя в СНГ сцепка из двух ТЭП60 со сквозным проходом между секциями).
Прочее: четырехосный деревянный хоппер, четырехосный дореволюционный вагон Рязанско-Уральского типа, снегоочиститель ЦУМЗ.

Любители железнодорожной техники попытались самостоятельно выяснить, действительно ли уникальные экспонаты отправили на слом.

"Увы и ах! Сегодня связался по этому вопросу со службой БЧ - они ничего не смогут сделать. Музей уже как год передан с баланса БЧ на баланс Минкульта Республики Беларусь. Так что теперь можно ждать только печальных новостей из Бреста"; "В управлении дороги сказали, что первый раз слышат. Звонил в депо Брест. Сказали, что во-первых музейные экспонаты можно резать только с личного разрешения начальника дороги и никто порезкой не занимается. Во-вторых технику выкатывают из музея на ремонт и покраску на достаточно длительные сроки (создаётся впечатление, что порезали). Также проводят курсы машинистов паровоза и киносъёмки, соответственно машины также забирают. Музей хотели передать городу, но город его брать как-то не захотел. Лично мне рассказали так".


Сам музей, как сообщает сайт БЧ, был основан 15 мая 2002 года, а количество подвижного состава составляет 56 единиц. Паровозы П36 в этом описании неправильно названы "Победой", а при наборе телефонного номера, приведенного в низу страницы, автоинформатор сообщает: "Набранный номер не существует".
На сайте Брестского отделения БЧ в разделе "Музей железнодорожной техники" можно найти фотографии паровозов и тепловозов, о которых как раз и идет речь. Исходя из изучения этой официальной информации, можно подумать, что в музее до сих пор выставлены и паровоз ТЭ-335, и тепловоз ТЭП60-0121.

Что касается двух "генералов" (паровозов П36-0050 и П36-0064), то тут не все ясно. На странице музея на сайте БЖД имеется "карточка" лишь второго из них. Пользователь "Живого журнала" под ником Periskop посетил музей в мае 2011 года и сфотографировал там схему музея. Паровоз П36-0064 мы там видим, а вот П36-0050 не наблюдаем… На самом же деле искомый паровоз в экспозиции оказался, а вот П36-0064 не было. Украинский любитель железных дорог А.Калиниченко заснял летом 2010 года паровоз П36-0064 на базе запаса станции Янов-Полесский (белорусский город Иваново). Упомянутая выше сцепка 2ТЭП60-0017 тоже когда-то гнила на этой базе запаса.

Кстати, если мы продолжим внимательно изучать карту музея, то увидим, что в перечне не значатся ни паровозы ТЭ-335, ТЭ-1700, ТЭ-3201 (впрочем, эти три давно уже стояли на территории депо), ни сцепка тепловозов 2ТЭП60-0017, зато вот ТЭП60-0121 имеется. Какой древности эта схема? Ей давно уже нельзя верить, ведь даже когда автор Periskop ее увидел, то паровоз П36-0050 стоял рядом с паровозом Су250-300, а не ЛВ-0202, как показано на схеме. Вместо тепловоза ТЭП60-0121, указанного на схеме, в экспозиции уже был выставлен ТЭП60-0437. Неудивительно, что при таком подходе паровозы и тепловозы теряются.

Обозреватель сайта Tomin.by Тамара Тиборовская попыталась выяснить, действительно ли паровозы режут на металлолом, и сделала неожиданное открытие: "Автор этих строк лично побывала в музее и убедилась: по сети гуляет "утка". Все экспонаты, включая три трофейных паровоза, на своих запасных путях". В ответ комментаторы попросили ее показать фотографии перечисленных выше моделей паровозов и тепловозов, тревога за которые имеет серьезные основания. Быть может, Тамара действительно и побывала в музее, однако указанные нами паровозы (за исключением "генералов") и тепловозы при все желании бы отыскать не смогла.

Мы дозвонились начальнику локомотивного депо Брест (ТЧ7) Анатолию Александровичу Дудару, и у нас с ним состоялась длительная беседа, в ходе которой он поведал нам, что происходит с паровозами и тепловозами.

Как только Анатолий Александрович узнал тему беседы, то сказал, что "это какое-то нашествие", - видимо, разговоры о сдаче тепловозов в металлолом уж слишком громки.

"Все музейные экспонаты находятся на своих местах – это я вам авторитетно заявляю", - сказал начальник. Музейные экспонаты на металл не распиливаются, - так поступают с единицами железнодорожной техники, которая уже отходила свое, находится в плохом состоянии и которую уже не восстановить. Недавно, например, порезали отработавшую свой век "машку" – тепловоз 2М62. Однако грань между бывшим музейным экспонатом и выработавшим свой ресурс локомотивом очень тонкая.

Говорим Анатолию Александровичу: читатели прислали нам фотографию с разукомплектованным и готовым к разрезке на металлолом тепловозом ТЭП60-0121.
Начальник отвечает: так мы его еще около четырех лет назад порезали. Тоже, мол, был в плохом состоянии, восстановить было нельзя. Напомним: на сайте музея он обозначен как действующий экспонат. Еще по крайней мере в сентябре 2009 года тепловоз стоял на своем месте.


Вместо него поставили ТЭП60-0437. "Какая разница, какой у тепловоза номер? Модель-то одна и та же", - скажет обыватель. Анатолий Александрович тоже говорит: "ТЭП60 – он и есть ТЭП60" и добавляет, что "Волги" ГАЗ-21 тоже выпускались с разной отделкой салона, но все равно это – ГАЗ-21. Между тем, ТЭП60-0121 выпуска 1965 года оставался последним в мире тепловозом этой модели со старой системой охлаждения (тот самый высокий "холодильник", который мы упоминали). Начиная с экземпляра 0169 вода стала охлаждаться в боковых секциях, а крышные водовоздушные секции убрали. Кроме того, совсем недавно в музей доставили именной тепловоз ТЭП60-0774 "Курсант Дмитрий Гвишиани" выпуска 1977 года. Так что "по ТЭП60 экспозиция более чем полная", уверяет Анатолий Дудар. Один плюс один действительно будет два – с математикой не поспоришь. Однако неужто и в самом деле была нужда резать уникальный локомотив, а в придачу еще и уникальную сцепку 2ТЭП60-0017, чтобы взамен поставить два заурядных и одинаковых тепловоза?

Анатолий Александрович продолжает: сейчас в музее около 64 экспонатов, а на саму выставочную площадку помещается лишь около 50 единиц, - так что остальные полтора десятка находятся на территории депо. "Делаем перекидку, восстанавливаем, красим, ставим на место. Вагоны иногда берем на съемки". Кроме того, некоторым экспонатам примерно по сто лет – их просто обязаны восстанавливать. Из-за того, что часть техники увозят в депо на реставрацию, у посетителей и может сложиться впечатление, что локомотивы увезли на распил.

Далее мы задаем вопрос про паровозы ТЭ под европейскую колею – ТЭ-335, ТЭ-1700, ТЭ-3201. Наш собеседник отвечает: паровозы ТЭ стоят на своих местах, экспозиция по ним полная, с разными тендерами. (В экспозиции выставлены ТЭ-074, ТЭ-2596, ТЭ-5806 под колею 1.435 мм и ТЭ-8026 под колею 1.520 мм. – TUT.BY) Один читатель, замечаем мы, лично наблюдал разрезку локомотива ТЭ-3201, - что вы на это скажете? Да, и двух других машин больше нет. Анатолий Дудар отвечает, что в музей больше не идут пути европейской колеи (1.435 мм) и что вывезти оттуда паровозы просто невозможно. Поэтому и приходится на месте что-то подкрашивать, что-то ремонтировать, снимать краску, шпатлевать. А "узких" путей больше нет, и паровозы и тепловозы ни извлечь, ни водворить на место не выйдет. Те паровозы, что были в депо, уже списаны и порезаны на металл, - их бы все равно невозможно было закатить в музей. "Когда-то, может, ТЭ-335 и те, что вы называете, и стояли в музее, - признает Анатолий Александрович, - а потом, может, вместо них другие модели поставили". А эти, стало быть, точно уже пошли на слом. Одни из последних (а может, и вовсе последние) известных фото паровозов ТЭ-1700 (с тендером ТЭ-2591), ТЭ-3201 (с тендером ТЭ-5633) и ТЭ-5408 сделаны в мае 2008 года на станции Брест-Восточный.

Что касается деревянного хоппера, то его уже лет пять как порезали. И вообще, добавляет начальник ТЧ7, музей не предназначен для вагонов, вагонами занимаются в Барановичском музее, брестский же музей специализируется на локомотивах. На вопрос о снегоочистителе ЦУМЗ отвечает: он стоит на крайнем пути музея, возле водоема. "Приезжайте в музей, - приглашает он нас, - мы вам с радостью его покажем". Интересно, из какого снега нам бы откопали этот снегоочиститель? Пользователи известного картографического сервиса Wikimapia, которые фиксируют на картах любой мало-мальски заметный объект, обрисовали и весь музей железнодорожной техники. Наводя курсор на прямоугольничек, можно узнать, что за модель локомотива или вагона сфотографирована спутником. Попробуйте-ка самостоятельно отыскать несуществующий ЦУМЗ. Возле водоема находятся лишь двухосная бронеплатформа, узкоколейный тепловоз ТУ2-113 с Минской ДЖД, почтовый вагон, штабной вагон и магистральный грузовой паровоз ФД20-1237. Есть снегоочиститель СДП-М, однако это более новая, цельнометаллическая конструкция выпуска 1965 года, в то время как деревянный ЦУМЗ изготавливался с 1940 года.

Интересуемся: а действительно ли у музея есть план-разнарядка по сдаче 1000 тонн металлолома? Анатолий Дудар отвечает: музей – это подразделение локомотивного депо Брест (ТЧ7) и само по себе юридической организацией не является, а, следовательно, и никакого "плана" на него возложено быть не может. Что же касается самого депо, то у него план по металлолому имеется: 78 тонн в месяц. Выполняется этот план из так называемых оборотных средств. Например, разобрали списанный локомотив: что можно - отправили на запчасти, а остальное – в металлолом. Вот это и есть оборотные средства. Недавно, рассказывает начальник ТЧ7, купили новый поворотный круг, а старый, пятидесятых годов, порезали и списали, - а это 300-400 тонн металла. "Почему же ваши читатели не кричат, что порезали старый поворотный круг?" – задается вопросом Анатолий Александрович.

А что насчет списка готовящихся к "умерщвлению" локомотивов? Касательно тех же П36 – неужто и они будут разобраны? "У нас их [паровозов П36] всего два. Тот человек, который порежет их в металл… Юридически его преступником назвать нельзя, но по-людски – можно. Если этот список у какого-то человека есть – пусть его нам покажет. Авторитетно заявляю: это все - вранье". Из двух П36, как мы выяснили, на музейной площадке экспонируется один. Второй, возможно, снимается в кино.

А кто вообще принимает решение о том, что такой-то локомотив или вагон "ремонту не подлежит" и должен быть распилен? "Начальник депо не имеет права самостоятельно разрезать подвижной состав, - говорит А.Дудар. - Есть Указ Президента и Постановление Совета Министров, где оговорена процедура списания и разрезки. Недавно у нас была проверка – все работы производятся правильно".

Напоследок начальник локомотивного депо Брест поведал, что музей, несмотря на ограниченные размеры выставочной площадки, работает над приумножением экспозиции. Сейчас ведутся переговоры с РЖД о покупке паровоза, который сейчас находится на Дальнем Востоке. Модель этого паровоза Анатолий Дудар не назвал.

Дозвонились мы и в сам музей (работники БЖД, исправьте на своем сайте номер телефона на правильный: 26-37-64). На том конце провода сказали, что у них в музее паровозы и тепловозы не режут, а только иногда забирают для съемок в кино. На наш вопрос о конкретных моделях попросили перечислить их номера, а когда мы надиктовали их, то сказали, что "это надо идти и смотреть" и вообще посоветовали обращаться к начальнику депо.

Между тем читатель нашего портала под псевдонимом Jurek прислал нам фотографию паровоза Эр-785-59, которую он сделал в 2006 году. Автор утверждает, что этот экспонат пошел на металлолом прямиком из фондов музея.

Получается, что музейные фонды на металл просто так не режут. Сначала их списывают как "пришедшие в негодность" (паровозы и тепловозы перестают быть музейными экспонатами), перегоняют в депо (или сразу берут с территории депо), и лишь потом уже производят распил в соответствии с законом.

Тем временем группа активистов подготовила обращение в Министерство культуры о внесении в Государственный перечень историко-культурных ценностей экспонаты Брестского музея железнодорожной техники.

http://news.tut.by/society/309601.html

Новость предложена пользователем: Удалённый пользователь

Пока нет комментариев пользователей.
Для размещений комментариев Вам необходимо авторизоваться.