Машинистам нередко приходится исправлять дефекты в локомотиве в процессе поездки. Но этот случай был сложным, проблема возникла с новым грузопассажирским локомотивом 2ЭС4К.
Дата публикации:
Эти машины туапсинцы получили не так давно, и опыта работы на них тогда еще не хватало.
«Блуждающая неисправность»:
– Мы вели из Адлера пассажирский поезд №345, – рассказывает машинист Валерий Меркулов. – При отправлении все было нормально. Но вдруг пропала тяга. После опробования тормозов в пути следования схема тяги «разобралась» и перестала «собираться».
То, что возникли неполадки, было видно и на мониторе компьютера, который выдает машинисту информацию. Его перезагрузили, но это эффекта не дало. Повторные перезагрузки не помогли. Поезд тем временем уже дошел до Дагомыса. Все это время Валерию Меркулову удавалось исправлять неполадку, но она появлялась вновь и вновь! И каждый раз машинист восстанавливал работоспособность локомотива.
– В общем, «блуждающая неисправность», – говорит Меркулов. – Поезд до Туапсе довели, отцепили электровоз, заехали в депо – неисправность возникла вновь, но теперь уже было не так страшно. Главное, что до станции назначения поезд довели.
Такова принципиальная позиция машиниста.
Ремонтники осмотрели локомотив, вроде бы нашли причину и устранили ее. Но на следующий день другая бригада поехала на этой же машине, довела поезд до входного светофора станции Греческий и не смогла ехать дальше. Пришлось затребовать вспомогательный электровоз.
Начальник локомотивного эксплуатационного депо Туапсе Анатолий Кушнир дал следующую оценку этому случаю:
– Машинист грамотно и ответственно проявил себя в сложной ситуации. К сожалению, такой подход проявляется не всегда. Если человек переживает за порученное дело, за результат, идет на работу подготовленным к любой нестандартной ситуации, то тогда добьется успеха. Машинист нашел правильный алгоритм действий. При дефиците пропускной способности, которая существует на участке Адлер – Туапсе, очень важно не допускать незапланированных остановок поезда. А уж вызов вспомогательного локомотива приводит к серьезным потерям, в том числе – экономическим. Избегать таких случаев для нас – дело чести. Потом та неисправность проявилась и в других электровозах. Мы даже были вынуждены три локомотива отставить от работы до выяснения причины. Приезжали специалисты, устраняли дефекты.
Это были первые поездки туапсинских машинистов на новых машинах в пассажирском графике. В новом локомотиве были недоработаны блоки защиты тяговых двигателей. Отсюда и возникла неисправность. Кроме того, завод-изготовитель не разработал аварийную схему при срабатывании блока защиты двигателя, и отключать защиту не получалось. Сейчас такие неисправности почти не проявляются – и изготовители свою технику доработали, и деповчане опыта набрались.
Профессия – машинист:
Валерий Меркулов работает как в пассажирском, так и в грузовом движении.
– Я машинист с 1 октября 1985 года, – рассказывает он. – До этого два года был помощником. А вообще связал свою жизнь с железной дорогой в еще в 1977 году. Учился в железнодорожном техникуме. Потом служил в армии – в железнодорожных войсках на Байкало-Амурской магистрали.
Родом он из Волгоградской области, с детства хотел водить поезда, хотя в семье железнодорожников не было и все были против его выбора. Валерий мечтал о поездах еще с начальной школы. Когда с родителями впервые попал на железнодорожный вокзал, а затем отправился на поезде к родственникам в Краснодарский край, «заболел» железной дорогой и твердо решил стать машинистом. И вот эту мечту воплотил в жизнь. Ему предлагали идти в хозяйство перевозок, но он твердо знал, в чем его призвание.
– Мне эта работа нравится. Например, привел грузовой поезд. Иду на остановку, чтобы попасть домой, обернулся: вот цистерны, которые я доставил. Это показатель моего труда. Иду на работу, смотрю – «сортировка» забита вагонами, значит, я сейчас заберу часть из них и увезу.
Валерий Меркулов в Туапсинском депо больше 25 лет. Водит поезда от Адлера до Белореченской и Горячего Ключа. Отлично знает все участки, станции. А профиль пути тут сложный, и надо быть настоящим профессионалом, чтобы уверенно водить поезда.
– Самый трудный участок – Туапсе – Белореченская, – считает Анатолий Кушнир. – Там подъемы, кривые малого радиуса. Самый сложный перегон – Кабардинская – Хадыженский. Такого больше на дороге нет нигде. Все машинисты, даже опытные, испытывают там напряжение. К сожалению, именно там у нас и случаются проблемы. Особенно в непогоду, в дождь и гололед. Тут многое зависит от мастерства машиниста. Если забуксуют колесные пары, локомотив может не вытащить поезд на подъем. А если остановился грузовой поезд, то без вспомогательного электровоза уже не тронешься.
Нередки на туапсинском участке обвалы и сели. Местные машинисты, набравшись опыта, привыкают работать в опасной ситуации, а новичкам тут тяжело.
– В 2002 году, в тот день, когда сошел сель, я был инструктором и обкатывал прикомандированного машиниста со Свердловской дороги, – вспоминает Валерий Меркулов. – Выполняли ночную поездку из Адлера. Шел сильный дождь. Машинист мне говорит, что это не дождь, а тропический ливень. На перегоне Водопадный – Чемитоквадже – Якорная Щель с горы – настоящий водопад, а на море – шторм. Хотя и стоит подпорная стена, она воду удержать не может, потоки льются с двух сторон. На стекле кабины столько воды, что дворники не успевают ее убирать. Машинист нервничает, из-за ливня практически ничего не видно. А я ему объясняю, что главное – сохранять спокойствие и предельную бдительность. Впереди будет кривая, где нужно притормозить, потому что там может быть оползень и надо убедиться, что путь не завалило. А когда выйдем на прямую, добавим скорость. Так мы и проехали по перегону, за нами прошли еще два поезда, и после этого сошел сель, который наделал немало беды. Движение было закрыто.
Наводнения на туапсинском участке случаются регулярно.
– В октябре 2010 года я поехал на перегон Туапсе – Греческий, – вспоминает Анатолий Кушнир. – А там как раз прошел смерч с бурей, электровозы стояли по поручни в воде. Попадали опоры, размыло пути. В такой ситуации наша задача – избежать наездов и сходов, а потом только ждать, когда восстановители приедут.
В практике машиниста Меркулова много было нестандартных ситуаций, связанных с природной средой.
– Однажды на путь прямо перед локомотивом упал большой камень, а поезд только что вышел из кривой, – рассказывает Валерий Меркулов. – Помощник потом удивлялся, как я успел затормозить. Но в таких ситуациях срабатывает профессионализм – руки сами начинают делать то, что нужно, а уже потом анализируешь и все просчитываешь.
Камень в тот раз они все-таки немного зацепили, погнули метельник, оторвался рукав. Но схода не произошло, устранили неисправности и поехали дальше.
Принципиальный подход:
Валерий Меркулов – общественный инспектор по безопасности движения поездов.
– По большому счету каждый машинист должен быть общественным инспектором, – считает он. – Например, я выполняю проверки на линии и при приеме локомотивов из ремонта. Выявляю неисправности, составляю акты. Все это нужно делать, и это совсем не формальность.
Неисправные электровозы Валерий Меркулов всегда направляет для устранения дефекта. Подход к этому у него принципиальный. Ведь завтра любой машинист может поехать на этой машине, и у него может случится ЧП на перегоне. Героические усилия в пути следования делают честь машинисту, но лучше не допускать такой ситуации. Если слесари ремонтируют локомотив в спокойной обстановке и в течение достаточного времени, то машинисту и помощнику дается лишь 10 минут на определение неисправности. Поэтому локомотивная бригада должна вести поезд, а не заниматься ремонтом.
Неудивительно, что все в порядке у Меркулова и с экономией электроэнергии. Несмотря на сложные участки, он тратит при вождении поездов меньше энергии, чем это предусмотрено нормой.
Валерий помогает инструктору, и, видя нарушения на линии, особенно со стороны молодых машинистов, никогда не пройдет мимо, а обязательно сделает замечание. Это важная и нужная часть работы, она проводится с профилактической целью.
– Я, будучи еще совсем молодым машинистом, допустил в работе упущение, его заметили, пригласили меня на совет общественных инспекторов, где находились уважаемые, опытные люди, – вспоминает Валерий Меркулов. – Мне говорят, расскажи-ка, почему так получилось, почему ты своего инструктора подводишь? В общем, запомнил тот разговор на всю жизнь, и больше мне туда попадать не хотелось.
– Валерий Меркулов – настоящий профессионал, – характеризует его Анатолий Кушнир. – Он постоянно замещает машиниста-инструктора во время его отсутствия, и у него это хорошо получается. Я когда прихожу к нему на занятия, то с удовольствием слушаю его лекции и беседы. Он умеет объяснить сложные технические моменты доходчиво, так что даже не совсем опытные люди понимают, в чем суть дела. Валерию не раз предлагали перейти в машинисты-инструкторы, но ему нравится водить поезда.
http://zdr.gudok.ru/pub/16/195686/
Новость предложена пользователем: Удалённый пользователь