Эскизный проект боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК) “Баргузин” готов.


Дата публикации:

Поезд номер ноль.



Россия завершила проектирование супермощного оружия.



Эскизный проект боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК) “Баргузин” готов, сообщил заместитель министра обороны России по вооружению Юрий Борисов.



Советские БЖРК “Молодец” в свое время так взволновали Пентагон, что США сделали все возможное, чтобы наша страна собственноручно их уничтожила. Впрочем, американцы сами себе оказали поистине медвежью услугу. Российские “Баргузины” станут неуловимыми и очень мощными ракетными комплексами стратегического назначения.



По сведениям источников “РГ”, создание БЖРК идет по плану, сложностей нет. Планируется, что “Баргузин” в составе до 5 ракетных полков до 2020 года поступит на вооружение РВСН.



Создание БЖРК было вынужденной мерой. США отказались от их строительства из-за дороговизны и технической сложности проекта, взяв за основу стратегических ядерных сил атомные подводные лодки. Паритетно ответить СССР не мог. Запад успел покрыть весь мировой океан сетью акустических станций и отслеживал перемещения наших ракетоносных субмарин. Конечно, советские подводники шли на различные ухищрения, и порой наши АПЛ с ядерными ракетами неожиданно появлялись там, где их никак не ждали. Но проблемы глобальной скрытности это не решало.



Потому основой наших РВСН оставались шахтные пусковые установки. Потом появились подвижные наземные комплексы - “Пионеры” и “Тополя”. Но в силу их габаритов и характерных очертаний скрытными их называть можно было все же условно. И решили разместить стратегические ракеты на железнодорожных платформах. Американцев это особо не взволновало. Они посчитали, что ракетные комплексы, привязанные к железнодорожной колее, отслеживать из космоса будет очень легко. И просчитались.



Внешне, особенно сверху, БЖРК практически ничем не отличались от вагонов-рефрижераторов. Правда, тянули стратегические составы два тепловоза. Так многие поезда тянут два локомотива. А огромная по протяженности и разветвленности железнодорожная сеть СССР позволяла затеряться поездам так, что никакая самая совершенная спутниковая разведка их не фиксировала. У железнодорожников БЖРК получил название “поезд номер ноль”.



Ракетные поезда “Молодец” с тремя межконтинентальными баллистическими ракетами РТ-23 УТТХ были приняты на вооружение в 1987 году. Каждая несла по 10 боеголовок. Они обладали уникальной точностью попадания в цель, за что и получили на Западе имя Scalpel. К 1991 году было развернуто 3 ракетных дивизии, по 4 железнодорожных состава в каждой. Дислоцировались они в Костромской области, Красноярском и Пермском краях.



В соответствии с Договором СНВ-2 Россия к 2007 году все БЖРК, кроме двух, ставших музейными экспонатами, утилизировала. Хотя многие эксперты утверждали, что СНВ-2 этого вовсе не требовал. Конечно, уничтожение не имевших аналогов в мире комплексов не вызвало восторга ни среди военных, ни среди экспертов. Но подтвердилась мудрость: нет худа без добра. Сегодня ясно - все сложилось лучшим образом, о чем за океаном изначально даже и не предполагали.

Ракеты “Молодец” проектировались и выпускались на Украине, в Днепропетровске. Так что если бы под давлением США Россия не ликвидировала свои БЖРК, они бы повисли на нас тяжким бременем, т.к. техобслуживание и продление ресурса в нынешних условиях стали бы невозможными.



Ракетчикам удалось спроектировать и начать готовить к производству комплексы, которые по всем показателям превзойдут те, что создавались в КБ “Южное”. Тем более железнодорожная инфраструктура для ракетных поездов - усиленные пути в зоне патрулирования, пусковые площадки, места базирования - осталась.



Каждый ракетный поезд “Баргузин” будет вооружен 6 межконтинентальными баллистическими ракетами РС-24 “Ярс”. Это сухопутный вариант морской “Булавы”. Когда начиналось ее создание, никто не мог и предположить, что разрабатывается единый ракетный комплекс для ВМФ и РВСН. “Булава” - для флота, а “Ярсы” могут базироваться на колесных шасси и железнодорожных платформах. Благодарить надо бывшего начальника вооружения Вооруженных сил генерал-полковника Анатолия Ситнова. Именно он настоял, чтобы создавалась не просто новая ракета для подлодок, а именно многоцелевой унифицированный комплекс, способный работать и на море, и на земле.



Когда американцы про это все-таки узнали, было поздно - закрыть проект не удалось. Но все-таки, наверное, проектировщикам постоянно мешали некие внешние силы, так как работы над “Булавой” шли очень тяжело. Сегодня это не секрет. Тем не менее коллективу Московского института теплотехники под руководством тогдашнего генконструктора и гендиректора Юрия Соломонова удалось почти невозможное. Видимо, не случайно весной Юрию Семеновичу было присвоено звание Героя Труда.



www.rzd.ru

Новость предложена пользователем: Удалённый пользователь

Пока нет комментариев пользователей.
Для размещений комментариев Вам необходимо авторизоваться.