ОАО «Российские железные дороги» переживает, возможно, свои самые сложные времена.


Дата публикации:

Увольнения в РЖД могут затронуть треть сотрудников уже в 2015 году.



ОАО «Российские железные дороги» переживает, возможно, свои самые сложные времена. В 2013 уже были и увольнения в РЖД, и принудительные отпуска, но 2014 год идет под флагом абсолютного рекорда убытков государственной монополии. При этом 2015 год обещает стать сложнее и проблематичнее, так что решения готовятся руководством уже сегодня. И безболезненными их не назвать.



Отсутствие надежд в РЖД:



Когда в «РЖД» принимались решения увольнять персонал и сокращать оплату (последний пункт реализовывался через добровольно-принудительные отпуска «за свой счет» и локальное сокращение рабочей недели), была надежда выйти из черной полосы и стабилизировать работу.



Не стоит думать, что надежды базировались на пустом месте: «РЖД» является в списке тех, кому предстоит осваивать инвестиционные программы по проекту БАМ-2, где есть возможность значительно подправить свои финансовые показатели. Есть и другие проекты, но, во-первых, чудовищно добавилось проблем, а, во-вторых, ряд проектов подпадают под категорию «заморозки из-за дефицита финансирования».



И вот окончание 2014 года для железнодорожников проходит под старым лозунгов «Всё плохо!», к которому добавляется новый лозунг – «Лучше не станет…» В компании понимают, насколько остро стоят отдельные проблемы и что государство под давлением своих проблем банально не сможет помогать безвозвратными кредитами госбанков или прямыми дотациями. Так что приходится начинать принимать решения самостоятельно.



Большая зарплата требует больших решений:



Мы уже писали о том, что «Forbes» оценивает ежемесячное жалование возглавляющего «РЖД» Владимира Якунина в 10 миллионов рублей. Естественно, такие зарплаты по определению требуют возможности решать ключевые проблемы структуры на местах.



Ну а у самого Якунина появилось прекрасное поле для маневра: он заведомо огласил самые проблемные точки формирования убытков монополии. Например, сюда относится вопрос финансирования пригородных электричек, за которые региональные власти в 80% случаев не способны осуществить требуемые доплаты. В ОАО «РЖД» пообещали закрыть несколько сот маршрутов из-за их убыточности при отказе местных властей помогать, но до закрытия пока дело так и не дошло. В итоге у Владимира Якунина развязываются руки в плане жестких шагов для экономии.



Но Якунин выгоден и руководству страны: в случае тотального недовольства всегда можно объявить действующего гендиректора главным виновным, отправив его в отставку. Куда важнее, что все решения на тот момент он уже примет, унеся с собой и практически весь их негатив.



Больно, но терпимо:



Когда в 2013 году железнодорожники столкнулись с ухудшением финансовых условий работы и даже с сокращениями, на внешние факторы сослаться было весьма сложно: ни международных санкций, ни внешнеполитической угрозы, ни необходимости помогать Крыму и Донбассу тогда еще не было. Могло показаться, что железнодорожники устроят митинги, бунты и жесткие демарши, но все прошло незаметно и тихо в целом для страны.



Это дает повод считать, что грядущее сокращение будет воспринято тоже как должное: в этот раз есть, от чего оттолкнуться в качестве оправдания. Кроме того, возможен сценарий со смягчением норм по увольнению, если тотально сократить набор новых сотрудников. Неплохие подсказки дает опыт АвтоВАЗа: создавая работникам «новый формат труда» с достаточно специфическими условиями, есть шанс добиться от них заявлений «по собственному желанию».



Теоретически может быть даже предусмотрена программа «стимулирования увольнений», как это было в случае с АвтоВАЗом: «РЖД» банально установит сроки, в которые все добровольно увольняющиеся смогут рассчитывать на компенсационный пакет. Но это пока – не более, чем теория. Для экономии выгодно увольнять «просто так».



Формальные и неформальные методы всегда существуют:



Безусловно, для государства такой вброс безработных – это настоящая социальная беда. 1/3 всех сотрудников «РЖД» — это более четверти миллиона человек. Несложно подсчитать, какой ежемесячный объем денег потребовался бы только социальным службам для выплат банальных пособий для безработицы.



Поэтому прямое сокращение кажется совершенно невероятным, даже если речь идет о терпеливых рабочих «РЖД», да еще и в условиях текущего кризиса. Здесь потребуются грамотные «маскировочные меры», которые уже и сейчас большой тайной не станут.



В первую очередь монополия имеет возможность локализировать создание формально новых и независимых структур, которые недавно были ее подразделениями. Структурам достанется персонал, «вдруг» получивший другие предписания, нагрузки и задачи. Цель простая: подтолкнуть людей либо к добровольному увольнению и поиску работы, либо к «служебному несоответствию».



Есть методика неформального влияния на бизнес, который точно так же «вдруг» начнет отдавать предпочтение при приеме на работу действующим и «еще недавно» бывшим сотрудникам железнодорожной монополии. Между прочим, данный метод весьма и весьма продуктивен с точки зрения поглощения рабочей силы, занятой на работах в «РЖД».

Смущает другое: избавиться от трети своих сотрудников, когда задействовано около 850 000 тысяч работников – это грандиозная по масштабам задача. И гладко срезать все углы не удастся никому, как бы этого не хотелось.



Если бы проблема была только в РЖД...



Если бы масштабные увольнения требовались исключительно железнодорожникам, это стало бы болезненным моментом, который в масштабах страны преодолеть возможно. Но аналогичные финансовые трудности есть у очень многих государственных компаний. Да и не только государственных.



АвтоВАЗ и Уралмаш – здесь тоже проблем столько, что хватило бы на десяток предприятий. Наугад можно выбирать предприятия обрабатывающей направленности – там тоже проблемы. Да что уж – «Роснефть» — и та рапортует об осложнениях. Осталось дождаться, когда жаловаться начнется еще и «Газпром»…



Рынок труда России не способен поглотить четверть миллиона рабочих рук так, чтобы не изменить все привычные раскладки. Так что побочные эффекты будут – мы просто пока не может их предугадать. Вот только сумеет ли все это «оздоровить» финансовую атмосферу в ОАО «Российские железные дороги»?



http://livelenta.com/uvolneniya-v-rzhd-mogut-zatronut-tret-sotrudnikov-uzhe-v-2015-godu.html

Новость предложена пользователем: Удалённый пользователь

Пока нет комментариев пользователей.
Для размещений комментариев Вам необходимо авторизоваться.