При обустройстве локомотива старший машинист Фаизов применяет смекалку и фантазию. «Чмуха» (маневровый тепловоз ЧМЭ3) старшего машиниста Рината Фаизова обслуживает станции Солнечная, Внуково.


Дата публикации:

Обживая тепловоз

При обустройстве локомотива старший машинист Фаизов применяет смекалку и фантазию

«Чмуха» (маневровый тепловоз ЧМЭ3) старшего машиниста Рината Фаизова обслуживает станции Солнечная, Внуково, Аэропорт киевского направления и несколько предприятий, к ним примыкающим – бетонный и асфальтный заводы, овощную базу... Доставляет туда вагоны, гонит обратно в Москву или Бекасово порожняк. Для Фаизова и трёх его напарников – привычное дело ориентироваться в сложном лабиринте из сплетений путей, стрелочных переводов, светящихся сигналов и потоков вагонов.



И ходит «чмуха» взад-вперед



И на закат, и на восход,



На маневровую работу



И в понедельник, и в субботу…



К своему локомотиву Ринат относится как к рабочей лошадке. За три года, что трудится на этом тепловозе, свыкся с ним так, что иначе, как с живым существом, со «чмухой» не обращается. Скучает о нём в свободное от работы время, а выйдет из строя какая деталь – разобьётся в лепёшку, чтобы восстановить своего друга.



Безупречно подготовленный к работе ЧМЭ3 – гарант беспрепятственного прохождения по заданному маршруту к цели. Этих маршрутов у Рината за смену может быть до сотни.



Трудяга-ЧМЭ3 вылеплен ещё в середине прошлого века чешскими инженерами. И дизайн соответствует той эпохе – ничего лишнего, спартанская простота. Зато при соответствующем уходе надёжен, как автомат Калашникова (мнение, которое с Фаизовым разделяют и его сменщики). Это ощущение особенно сильно, когда оказываешься в кабине тепловоза, месте, что без преувеличений можно назвать святым для Рината. Её убранство служит залогом хорошего настроения, не говоря о работоспособности и чувстве комфорта.



В 60 – 70-е годы прошлого века, когда паровозные бригады только-только пересели на тепловозы и электровозы, кабина локомотива ЧМЭ3 считалась чуть ли не пределом технического совершенства и комфорта, несмотря на все имевшиеся там неудобства. Но главное достоинство обнаружилось много позже, уже после того, как Ринат вдоволь потолкался в этом тесном помещении. Состояло оно, как ни парадоксально звучит – в его просторности.



Судя по всему, разработчики кабины локомотива этой серии представляли машиниста в виде стандартного по размерам и массе манекена, который в процессе работы находится в одной позе без перерыва и по 10, и по 12 часов. И уж совсем им было невдомёк, что, как всякий живой человек, он во время работы должен иметь возможность умыться, перекусить, защитить себя от бьющего в глаза солнца или создать в кабине комфортную температуру.



Положа руку на сердце, следует признать, что и в Чехословакии, и в других странах полвека назад дизайнеров локомотивов не особо заботила проблема отсутствия в них микроволновок и рукомойников. Но, и в этом, как считает Ринат, состоит главное его открытие, почти под каждую из этих необходимых для нормальной работы машиниста вещей чешские разработчики, возможно, интуитивно, предусмотрели, пусть и крохотный, но свой закуточек. Стоит только поискать. Так что со временем кабина стала вполне благоустроенной. Нашлось в ней место не только микроволновке и рукомойнику. Здесь же был сооружён маленький обеденный стол, на окнах – весёленькие шторки с логотипом РЖД. Совсем как в обжитой квартире. Да и Ринат не отрицает, что при нахождении на рабочем месте чувство хозяина квартиры нет-нет да посетит его, а вместе с ним приходят размышления, как продолжить обустройство своего помещения.



– Как в собственной квартире, приступаешь к ремонту, а по ходу изначальные планы начинают существенно расширяться. Оказывается, сразу не предусмотрел и то, и другое, и третье, – рассказывает Ринат.



В какой-то момент очередь дошла до кресла машиниста, которое далеко не было удобным. Решено было заменить его на автомобильное. Однако замена полного удовлетворения не принесла.



– Машинисту на нашей технике требуется широкий обзор, – объясняет Ринат. – Желательно, чтобы кресло вращалось вокруг оси.



Пришлось отказаться от автомобильной седушки. Потом пришла очередь подумать об обшивке кресла. Когда нашли дерматин и сделали всё, как надо, конструкторская мысль повернулась в сторону оснащения кресла подлокотниками…



Аналогичных историй с момента возникновения дизайнерской мысли до полного её воплощения за несколько лет работы на «чмухе» Ринатом Фаизовым припасено не меньше десятка. Взять ту же подсветку приборов. Лампочки, что обычно используются для этого, имеют свойство быстро перегорать. Год назад попробовал заменить их диодными от автомобильного зарядного устройства. Эксперимент удался: до сих пор ни одна из новых лампочек не сгорела.



Что сделано – то сделано. Может быть, остановиться, дать возможность передохнуть себе и своей «лошадке»? Но кто тогда вместо Фаизова доведёт до логического разрешения проблему установки в кабине тепловоза кондиционера? Тем более, что и под это устройство здесь нашлось место.



– Проблема размещения на рабочем месте кондиционера упирается в то, что в кабине отсутствует напряжение в 220 Вт. А это основное условие для установки системы, – делится рационализаторскими соображениями Ринат. – Пытался использовать автомобильный преобразователь. Для работы микроволновой печи его мощности хватает, но не для кондиционера – увы, не тянет инвертор. Через интернет-магазин пытался заказать более мощный, но выработанного им напряжения хватило всего на пять минут. Пробовал для этой цели запустить и автомобильный генератор. Пока не получается, но руки не опускаем. Рано или поздно и эта проблема будет решена.



Важно отметить, что, как заверил главный инженер локомотивного депо Бекасово Андрей Сапрыкин, все вносимые в обустройство тепловоза внедрения согласованы с соответствующими инстанциями.



Находясь в кабине машиниста тепловоза ЧМЭ3 и вдоволь поозиравшись вокруг, неожиданно для себя приходишь к выводу о том, что сегодня создать удобные условия для работы, пожалуй, сложнее, чем раньше. Практически каждый сантиметр пространства здесь забит какой-нибудь аппаратурой. Радисты приспособили блоки новых радиостанций, специалисты по АЛСН — устройств безопасности. Каких только новшеств ни придумано за последнее время! И каждый разработчик оборудования стремится расположить органы его управления в кабине, желательно непосредственно перед машинистом. Фаизов с этой чудо-техникой, как может, уживается. Но, вместе с тем, упрямо гнёт свою линию. А для отстаивания собственных позиций взял в единомышленники не только сменщиков, а и ремонтников – вообще, всех, кто в состоянии помочь ему навести порядок и комфорт на рабочем месте.





Владимир Горелкин

Новость предложена пользователем: Удалённый пользователь

Пока нет комментариев пользователей.
Для размещений комментариев Вам необходимо авторизоваться.