Добиться эффективного движения поездов можно через моделирование нештатных ситуаций.


Дата публикации:

Право быть машинистом. Добиться эффективного движения поездов можно через моделирование нештатных ситуаций.



На станции Смоляниново поезда усиливаются толкачами, чтобы они могли беспрепятственно преодолеть сложные участки. Эта специфика накладывает отпечаток на работу машинистов. О том, как сегодня происходит их подготовка, почему молодежь не рвется на работу, насколько вопросы безопасности движения поездов связаны с занятиями по специальности и постоянным совершенствованием профессионального уровня, читайте в этом интервью с и. о. машиниста-инструктора Сергеем Моляренко.



Сергей Михайлович, в Германии, Франции, Японии за локомотивными бригадами закреплены наставники-профессионалы. Они и воспитатели, и кураторы, и строгие экзаменаторы. Эта должность очень почетна и авторитетна. У нас пока, к сожалению, как воспитатели машинисты-инструкторы не всегда на должной высоте…

– Действительно, машинист-инструктор должен не только быть профессионалом в своем деле, но и иметь представление о педагогике, психологии. Без этого сложно установить контакт: все люди разные и требуют определенного подхода, иначе не получится результативно донести полезную информацию. Без этого статус машиниста-инструктора будет хромать.



Хотя в последнее время бытует мнение, особенно среди молодежи, что объем знаний, который мы пытаемся вложить на технических занятиях, тянет на «инженерский», поэтому бесполезен. Дескать, на практике пригождается не более 10 %, а работа машиниста заключается в полуавтоматическом выполнении ограниченного количества действий по управлению поездом. А иногда и в быстром разрешении аварийных ситуаций, которые тоже систематизированы и регламентированы.



Конечно, тут есть своя правда: некоторые устаревшие инструкции мешают качественному процессу обучения локомотивных бригад, а перспективные разработки еще медленно внедряются. Тем не менее мы пытаемся это учитывать и перестраиваем форму занятий: помимо изучения или повторения инструкций, особый акцент делается на «разбор полетов».



В нашем депо на сегодняшний день 628 работников локомотивных бригад. И каждый день богат на события, которые мы прорабатываем до мельчайших подробностей. Бывают, конечно, случаи, когда кто-то, проигнорировав урок, потом в работе допускает аварийную ситуацию. Но мы стремимся до этого не доводить. Хотя в массе своей опытные машинисты понимают значимость постоянного обучения, а вот молодежь, как я отметил, не рвется к знаниям. В мою бытность считалось почетным после двух-трех лет заслужить право выучиться на машиниста. Сегодня же в машинисты не рвутся, предпочитая отсиживаться на вторых ролях.



– По вашему мнению, что влияет на уменьшение популярности профессии машиниста и снижение уровня мотивации молодых специалистов?

– На мой взгляд, у молодежи, приходящей работать в депо, изменилась система ценностей. Боятся брать на себя ответственность. Посудите сами, при работе на толкаче без особых навыков не обойтись. Когда едешь «с хвоста», надо представлять, как поезд ведет себя впереди. Тут любая ошибка чревата серьезными последствиями.



Раньше мы каждую смену «толкали» по 15–18 поездов. Время летело незаметно. Работали и «в одно лицо» – без помощника машиниста. У молодежи эти особенности работы энтузиазма не вызывают. Тем не менее мы делаем все, чтобы ситуацию изменить.



Для дополнительной мотивации введена классность, ведется работа по переподготовке на другой вид тяги – все это влияет на увеличение зарплаты, являющейся немаловажным материальным стимулом. Применяются современные системы обучения, в том числе тренажеры нового поколения. Сами машинисты и их помощники считают это не только эффективным, но и наиболее интересным видом занятий.



Так, в учебном классе эксплуатируется тренажер «Торвест-видео», полностью имитирующий кабину электровоза серии «Ермак». Он создает условия, приближенные к реальным. Оснащен визуализацией участка пути. Можно работать над ошибками, допущенными на реальном локомотиве. Машинист-инструктор на этом тренажере проверяет, как машинист ведет поезд. Он может имитировать любую нештатную ситуацию. Наблюдает за тем, как реагирует на это машинист. Если не получается, то ситуация отрабатывается несколько раз, доводя все действия до автоматизма.



– Машинист-инструктор, как никто другой, должен знать об условиях работы на разных локомотивах, особенностях той или иной серии машин, может оценить преимущества и недостатки новой техники. В частности, как в работе ведут себя «Ермаки»?

– За последнее время практически полностью обновился парк локомотивов: на смену ВЛ80 пришли современные «Ермаки». Благодаря этому в какой-то мере в прошлом году наше предприятие сумело снизить количество событий в два раза.



«Ермаки», конечно, более умные машины, оснащенные микропроцессорными системами управления движением и диагностики оборудования, кабины у них посвободнее. Основная трудность – отсутствие кондиционеров, которые справлялись бы с жарой. Ведь если за окном 40 градусов, кабина нагревается до 50–60. Это, конечно, большая проблема, требующая значительного вложения средств и решения на системном уровне.



Что касается новых технологий, то сейчас рассматриваются варианты, при которых можно снизить оборот толкача. Еще одно нововведение – теперь машинист и помощник сразу отправляются в рейс, не занимаясь подачей электровоза под состав. На станции Смоляниново работают 7 локомотивных бригад, обеспечивающих отправку локомотивов в депо и подвоз их под сформированный состав. Сегодня бригада, отправляющаяся по маршруту, прибывает только тогда, когда поезд готов к отправлению. Это дало возможность сократить рабочее время.



– Ваше плечо обслуживания – это Находка, Находка-Восточная, Партизанск, Ружино, Уссурийск... В ближайшие несколько лет в этих направлениях планируется активное строительство угольных портов. Коснется ли это модернизации станции Смоляниново, и, в частности, как изменится работа локомотивных бригад?

– Да, проблема нехватки путей характерна для нашей станции. И в планах – увеличение пропускной способности Смоляниново. В настоящее время ведутся предпроектные работы и изыскания. Вырастет активность дунайской ветки: в районе станции Шкотово планируется строительство нового специализированного угольного терминала с объемом перевалки 20 млн тонн в год. Там будет действовать преимущественно тепловозная тяга. Поэтому уже сейчас мы начали отправлять машинистов на переобучение, которое длится три месяца. 6 человек уже постигают азы управления тепловозами. Всего необходимо подготовить 40 специалистов. И хотя до 2017 года вроде бы время есть, но мы стараемся все делать постепенно, а не в последний момент.



Справка:



В парке эксплуатационного локомотивного депо Смоляниново находится 145 «Ермаков». По ряду эксплуатационных характеристик «Ермак» превосходит применяемые на дороге электровозы серий ВЛ80Р, ВЛ80Т, ВЛ80С. «Ермаки» способны провести поезда повышенного веса до 6300 тонн по сложному перевальному участку. В отличие от ВЛ80Р, 3ЭС5К имеет систему плавного регулирования тяги.

На станции Смоляниново для приема четных поездов предназначено четыре пути, столько же и в нечетном направлении. Один нечетный путь выделяется для пропуска нефтеналивных грузов на станцию Грузовая. Еще три станционных пути – короткие. Для выполнения нормы по ежесуточному отправлению в четном направлении 40 поездов при бесперебойной работе станции их достаточно.

Новость предложена пользователем: Удалённый пользователь

Пока нет комментариев пользователей.
Для размещений комментариев Вам необходимо авторизоваться.