На станции Ельск Гомельского отделения – большие перемены.


Дата публикации:

Магистраль - Аист на крыше – жизнь на земле.



На станции Ельск Гомельского отделения – большие перемены. Радуют глаз обновленное пассажирское здание – еще сверкающее свежей краской, облагороженная территория, вымощенные тротуарной плиткой платформы, аккуратные клумбы, встречающие пассажиров первыми апрельскими цветами. А еще привлекают внимание миниатюрные фонари освещения, стилизованные под старину. Красиво и оригинально!



– Станция заметно преобразилась, нас благодарят и горожане, и пассажиры за то, что навели такую красоту, – рассказывает ее начальник Ольга Кийдан. – В прошлом году строители выполнили наружный и внутренний ремонт пассажирского здания и поста электрической централизации. Кабинеты стали светлее, просторнее, на рабочих местах появилась новая мебель, оргтехника. В таких условиях приятно трудиться. Посмотришь в окно – и там красота. К благоустройству территории приложили руку не только строители, но и наши работницы. Высадили цветы, теперь ухаживают за ними – все делают с душой, аккуратно, по-хозяйски. Знаете, какие они у нас мастерицы!



В стороне от больших дорог:



Ельск – промежуточная станция четвертого класса, находится на участке Калинковичи – Словечно. От нее до украинской границы – менее 30 км, а до Гомеля – 177 км. От Минска путь сюда и вовсе не близкий. По дороге заглянул в путеводитель для туриста: «Расположенный на самом юге Полесья, в стороне от больших дорог, Ельск особого впечатления у приезжего человека не вызывает…» А вот у нас, журналистов, только по первому впечатлению о станции, сложилось совершенно другое мнение. Благодаря железной дороге, с каждым годом преображается город, развивается промышленность. По магистрали приходят грузы в адрес предприятий района: ОАО «Ельский консервный завод», ОАО «Ельский агросервис», ОАО «Ельский КБО», филиал РПУП «Мозырский ДОК», «Ельская мебельная фабрика», КЖЭУП «Ельское». А благодаря предприятиям считает себя перспективной станция.



– Наша станция небольшая, но объемы грузовой работы постоянно растут, – рассказывает Ольга Леонидовна. – Выгружаем, в основном, строительные грузы – отсев, щебень, цемент, а также минеральные удобрения, сахар. За три месяца – 349 вагонов – 105% к аналогичному периоду прошлого года. Погрузка за первый квартал составила еще больше: 436 вагонов – исключительно с лесными грузами. Обслуживаем лесхозы Ельского, Наровлянского и Лельчицкого районов. В начале этого месяца погодные условия подвели: из-за снега в лесу техника мало использовалась (объемы погрузки упали), но теперь она задействована по полной. Лес грузим, значит, план обязательно выполним.



Пассажирские перевозки, несмотря на скромный статус станции четвертого класса, тоже развиваются неплохо. Одна из причин: отсутствие в соседних районах (Наровлянском и Лельчицком) стальной магистрали. Поэтому местные жители оттуда предпочитают на автобусах добираться в Ельск, а здесь садятся на поезд.



– Самый пик – праздничные и выходные дни, когда продаем около 400 билетов, в основном – студентам и учащимся, – говорит Ольга Кийдан. – Пассажиропоток стабильный, железнодорожный транспорт всегда был и остается популярным. Многие оценили комфорт нового одновагонного дизель-поезда серии ДП1 региональных линий экономкласса, который с прошлого года начал курсировать через Ельск по маршруту Калинковичи – Словечно. В день следует пять пар поездов, что согласитесь, удобно для пассажиров. Еще у нас делают остановку поезда международных линий Одесса – Санкт-Петербург и Барановичи – Житомир. Так что здесь вполне оживленное движение. Вот вам и «в стороне от больших дорог».



...во время СССР станция Ельск обеспечивала значительно больший объем грузовой и пассажирской работы. В 1980-х годах здесь были передаточные поезда, вывозные и сборные, также отсюда отправлялся поезд в Украину. Теперь это в прошлом. Все перечеркнула авария на Чернобыльской атомной электростанции. Ельский район – один из наиболее пострадавших от катастрофы, произошедшей 27 лет назад. Еще и сегодня на станции Ельск работают железнодорожники – свидетели тех событий.



Эвакуация под «Прощание Славянки»:



Галина Тимошенко трудится в коллективе с 1977 года. Начинала приемосдатчиком и вот уже 33 года исполняет обязанности билетного кассира. В ее памяти навсегда остались воспоминания, связанные с Чернобыльской катастрофой: родная земля, превратившаяся в зону отселения, эвакуация, паника среди местного населения и «зашкаливавшие» дозиметры...



– О трагедии я, как и многие другие, узнала не сразу, – вспоминает Галина Алексеевна. – 1 мая 1986-го вместе с детьми вышла на праздничную демонстрацию, у всех было хорошее настроение. Только потом, через неделю, в городе стали говорить о произошедшей беде. Помню горечь во рту, головокружение. Детям тогда ограничивали выход на улицу, даже форточки в доме закрывали, несмотря на жару. Еще помню, как в спешном порядке на станцию пригнали несколько пассажирских составов для эвакуации детей на «чистые» территории (в Минск, Дзержинск, Борисов). Даже удлинили пассажирские платформы, чтобы вместить по 24 вагона. Родители нервничали, некоторые запаниковали во время эвакуации. А на перроне звучала музыка – духовой оркестр играл марш «Прощание славянки». Жутковато...



Это было только начало, люди еще не знали, что их ожидает впереди. А впереди была неизвестность, ведь никто не объяснял масштабы аварии и ее последствия. Многие стали покидать обжитые места и уезжали отсюда. Решилась на такой шаг и Галина Тимошенко – отправилась в Серпухов под Москвой. Ей дали жилье, пообещали работу на ткацкой фабрике, но не смогла она в чужих краях. Через неделю приехала обратно в Ельск, так и живет на родной земле.



Крещение радиацией:



У коммерческого агента Валентина Авраменко своя правда о трагедии. Он – ликвидатор аварии на Чернобыльской АЭС. Прежде чем в 1988 году устроиться на станцию Ельск, отслужил в армии (к слову, на атомной подводной лодке). А потом 17 августа 1987 года военкомат отправил его на срочные спецсборы: в почтовое отделение города Чернобыля, где он работал сортировщиком загрязненного белья в банно-прачечном комбинате.



– Хлебнул радиации сполна, сейчас живу с заболеванием легких, – вспоминает Валентин Николаевич. – Белье, которое превышало допустимый радиационный фон (он приравнивался к дозе радиации на территории нашей части), вывозили на могильники, а то, которое «недотягивало» до нормы, – стирали с помощью специального порошка, добавляли доломитовую муку и цемент. И что самое страшное – даже после стирки высококлассный японский дозиметр показывал уровень радиации, в 5 – 10 раз превышающий норму.



С 15 февраля 1988 года Валентин Авраменко трудится на станции. Запомнилось ему, что в то время для жителей пострадавших территорий массово шли грузы по железной дороге: сахар, мука, консервы, сгущенка, макаронные изделия. Хотя большинство людей стремились отсюда переехать. Задумался однажды об этом и мой собеседник.



– Поехал с женой в «разведку» в Поставский район на Витебщину, – вспоминает он. – Однако сразу же стало понятно, что хорошо там, где нас нет. Мне сказали, что железную дорогу мы вам сюда не проведем, а я без нее не мог. Вот и вернулись обратно. Лично я не жалею. Радиация? Раньше обращал на нее внимание, сейчас нет. Живу сегодняшним днем, у меня есть семья, любимая работа и наш дружный железнодорожный коллектив.

Хорошие перспективы

Коллектив станции – одна большая семья. В прошлом году его возглавила Ольга Кийдан, которая после окончания в 2002 году Оршанского техникума железнодорожного транспорта трудилась здесь же дежурным по станции. Ольга Леонидовна – представитель династии железнодорожников. Ее отец раньше работал на станции электромехаником, мама – здесь же дежурной по станции. Неудивительно, что девушка пошла по родительским стопам.



– Я люблю свою работу, люблю железную дорогу и свой родной город Ельск, – признается она. – У нас очень ответственный коллектив, дисциплинированный. Например, дежурный по станции Иван Чупин и коммерческий агент Сергей Любанец приезжают на работу из Мозыря.



Сейчас в штате – 18 человек: начальник станции, пять коммерческих агентов, пять билетных кассиров, столько же дежурных и двое станционных рабочих.



– В 80-х годах коллектив был вдвое больше, – говорит Ольга Леонидовна. – Железнодорожники всегда работали стабильно, при любых обстоятельствах обеспечивали перевозки, выполняли показатели. Мы рады, что в районе развивается промышленность и сельское хозяйство, действуют детские сады и школы. Значит, у нас есть будущее.



...уезжая со станции заметил гнездо аистов, которые поселились на столбе возле одного из частных домов. Говорят, это добрая примета, когда аисты селятся рядом с людьми. Эти птицы приносят счастье.



Юрий ФЕДОРЕНКО



http://xpress.by/post-11917/

Новость предложена пользователем: Удалённый пользователь

Пока нет комментариев пользователей.
Для размещений комментариев Вам необходимо авторизоваться.