Казахстан: Коррупционный пасьянс Аскара Мамина


Дата публикации:

Решение главы «Казахстан Темир Жолы» служит интересам иностранного бизнеса в ущерб землякам.

Процедура перевода вагонного парка нацкомании «Казахстан темир жолы» (КТЖ) в приватный парк дочернего предприятия «Казтемиртранс» (КТТ) завершится 1 октября. При этом до сих пор никто из трейдеров не имеет понятия, по каким тарифам и по каким правилам им придется работать после этого события. «КТТ» по этому поводу хранит молчание, которое вполне можно считать гробовым для отечественного экспорта зерна и муки.

В начале сентября без предварительного уведомления экспортеры были поставлены перед фактом: отныне об аренде вагонов необходимо договариваться с представителями «Казтемиртранс». При этом сделать это в приемлемые сроки оказалось технически невозможно из-за нехватки специалистов и отсутствия ясной и прозрачной схемы тарификации перевозок. Все это уже приводит к тому, что трейдеры несут убытки.

Ну а после 1 октября, когда вагонный парк получит статус приватного и «Казтемиртранс» сможет начислять свое «вознаграждение» за перекладывание бумажек, убытки эти вырастут еще сильнее. В пору будет думать о сворачивании бизнеса.

Нынешнюю ситуацию экспортеры оценивают однозначно - бардак. А бардак у нас всегда предшествует отламыванию куска государственной собственности в личное владение, пишет собкор издания «КазахЗерно.kz».

И нынешний хаос об грядущих последствиях ясно сигнализирует. В Казахстане администрацией «КТЖ» разыгрывается коррупционный пасьянс, аналогичный тому, что чуть ранее мы видели на примере России. Государственный вагонный парк был передан в ведение дочерних компаний «РЖД». А вскоре они сами уплыли в частные руки.

И пока Аскар Мамин и его команда движется аналогичным путем за длинным грязным тенге, со всей страны приходят сообщения от зерновиков и мукомолов о том, что в региональных филиалах «КТТ» не хватает специалистов для обработки заявок. А те, что есть, не могут выполнять свои функции профессионально, поскольку производят впечатление людей с улицы. Новый оператор в лице «КТТ» с первых дней работы оказался неспособен выполнить свои функции.

Добавляет хаоса и ТОО, что «КТТ» вдруг стал требовать с экспортеров те документы, которые раньше нужны не были. Так, вместо привычной статкарты, требуются статданные с печатью и за подписью директора статдепартамента. Для получения этого документа необходимо не меньше 10 дней, что еще более затягивает сроки отправки грузов.

Стоит ли удивляться, что у традиционных получателей казахстанской муки и зерна выросли цены на продукцию, которая из-за паралича «КТТ» оказалась в искусственном дефиците?

Если в Таджикистане еще в середине сентября мешок (50 кг) казахстанской муки первого сорта казахстанского производства стоил до 150 сомони, то к концу месяца - уже в среднем 165 сомони. Продавцы объясняют данную тенденцию спадом импорта муки из Казахстана, что привело к уменьшению запасов.

Страдают и таджикские мукомолы. Например, предприниматель из Таджикистана по имени Алишер владеет мельницей, которая выпускает 120 тонн муки. Много лет подряд он работал на казахстанской пшенице, которую доставляли ему из трех зерносеющих регионов нашей страны. Но сейчас всерьез думает о том, чтобы перейти на зерно из Пакистана, которое вполне может возить автомобильным транспортом. И нынешние проблемы с доставкой из Казахстана только укрепляют его планы. Ну, а уж рост стоимости казахстанского зерна, который произойдет, как только «КТТ» озвучит новые тарифы, окончательно превратит казахстанское зерно в неконкурентоспособное.

Не стоит забывать и о том, что узбекские мукомолы сейчас ведут конкурентную борьбу с казахстанскими коллегами. Причем, если на стороне узбекских предпринимателей их правительство, которое весной ввело пошлины на ввоз казахстанской муки, то казахстанцам родное государство в лице нацкомпании «Казахстан темир жолы» подставило подножку нынешними проблемами с отгрузкой.

По прогнозам экспертов, в ближайшие несколько лет казахстанские мукомолы потеряют от 30 до 50% своего экспортного сбыта. По их словам уже в сентябре экспорт упал в два раза.

Получается, главный железнодорожник страны Аскар Мамин выступает в качестве иностранного агента влияния, лоббируя интересы узбекского и пакистанского бизнеса в ущерб отечественным. А это уже пахнет изменой интересам страны, поскольку производство зерна - одна из стратегических отраслей Казахстана.

Уже сегодня мукомолы юга Казахстана, где эта отрасль традиционно занимает важное значение, считают катастрофической ситуацию с отсутствием возможностей для экспорта муки железнодорожным транспортом. А их качество работы оценивают неудовлетворительно.

- Мукомолы в родном государстве, словно пасынки, до которых не доходит ни выделяемая властями помощь, ни какие-то привилегии, - рассказывает директор шымкентского ТОО «DANI NAN» Гайбилла Ерметов. - Наше предприятие на зерновом рынке Казахстана с 1996 года. Сегодня имеющиеся мощности позволяют перерабатывать до 430 тонн зерна в сутки, получая при этом до 350 тонн муки. На производстве трудится 230 человек. Конечно, такие объемы требуют соответствующих рынков, внутренним здесь не ограничишься. Поэтому сами, без посторонней помощи, мы искали выход на внешний рынок. Контакты устанавливались постепенно, годами. С трудом, но наладили активный товарооборот, экспортируя до 80 процентов производимой продукции в Узбекистан, Киргизию, Таджикистан. Нашли постоянных клиентов, стабильно подающих заявки. Но теперь все это грозит пойти прахом…

Судите сами: если раньше Гайбилле Ерметову транспортировка одного вагона с мукой до Сарыагаша обходилась в 44 000 тенге, то теперь - в 66300 (если еще вагоны задержат не по вине отправителя, то еще добавляется крупненькая сумма). Но и за такую цену вагоны сейчас не сыскать - переработчиков гоняют по различным инстанциям. И постоянные клиенты уходят. В аналогичной ситуации сейчас мукомолы и всех остальных регионов страны. Производители на севере возмущаются, что сейчас на железной дороге полнейший хаос и бардак, и с удивлением возмущаются кому это все выгодно.

Есть ли надежда на изменение ситуации к лучшему? Союз мукомолов направил письма в канцелярию Президента и канцелярию Премьер-министра с общим посылом - такие эксперименты проводить над экономикой страны, поскольку они грозят разорением целых отраслей – зерноводства и мукомольства.

Ответов пока нет, а эксперимент на выживание продолжается.

Лия Стрик

Газета «КазахЗерно.kz»

http://www.kazakh-zerno.kz/index.php?option=com_content&task=view&id=65734&Itemid=1

Новость предложена пользователем: Громов Евгений

Пока нет комментариев пользователей.
Для размещений комментариев Вам необходимо авторизоваться.